Что такое наработка качеств?

Каждый тренирующийся ограничен рамками своих врожденных «качеств». В физическом плане –крепостью костей, качеством мышечных волокон, строением суставов. В психическом – подвижностью нервной системы, чувствительностью вестибулярного аппарата, координацией движений при выполнении действий со сложной моторикой. Для того, чтобы хоть как-то улучшить эти параметры, надо длительное время прилагать экстраординарные усилия. Гораздо проще и быстрее получить навыки, пользуясь текущим состоянием организма (уровнем физической силы, выносливости, скорости реакции, координации и т.д.). Поэтому подавляющее большинство занимающихся идет именно этим путем. Пока тренирующийся молод, его компенсационные механизмы восстанавливают организм достаточно быстро. С возрастом неизбежно происходит деградация. «Спортивная» система тренировок (на результат), построенная на представлении о неизменности физической формы, неизбежно приведет к краху. Именно об этом говорит китайская пословица – «тренируешь кулаки, но не тренируешь наработку – в старости будешь пустым» (练拳不练功 — 到老一场空).

Наработка – это длительное повторение действий, выполняемых со сверхусилием. С длительностью повторений более-менее ясно – этот показатель определяется минимум повторов, при котором навык может конкурировать с базовыми стереотипами движения (около 5000 повторений).

Сверхусилие – это целенаправленное и интенсивное выполнение действий, превосходящие возможности тренирующегося, но не выходящие за пределы его комфорта. Как говориться, «больше, чем могу, но меньше, чем хотелось».

Целенаправленно – означает тренировать именно то, что вы собираетесь применить. Единое действие, а не набор отдельных элементов. Двигаться от общего к частному, а не наоборот. Например, сначала тренировать перемещения с партнером, и только потом технику ударов; сначала технику ударов, только потом реакцию на них.

Интенсивно – значит на пределе своих психофизических возможностей, постоянно их расширяя. Следовать принципам «следующий уровень тренирует предыдущий» и «хочешь, чтобы было хорошо, – сделай плохо, а потом как было».

В таком подходе существует своеобразный парадокс: чрезмерная нагрузка вредит здоровью и снижает качество жизни, а при недостаточном усердии тренировка полностью теряет смысл. Поймать баланс возможно только опытным путем. Такая «калибровка» происходит на каждой тренировке.

Внутренняя наработка – это выполнение упражнений с партнером с одновременным сосредоточением на своих внутренних ощущениях, для накапливания устойчивых правильных реакций, субъективно воспринимаемых вами как «состояние». Например, состояние «мешка с водой», «гибкого тросика», «катящегося мяча». Делая парные упражнения на наработку качеств, нужно сосредотачиваться на собственных ощущениях, а не «слушать» партнера.

С помощью наработки приобретаются два типа способностей – навыки и качества. Навыки – это активные действия, качества – реактивные. Различие между ними состоит в том, что навыки нуждаются в постоянном удержании их на необходимом уровне, а качества обретаются раз и навсегда. Например, подвижность и сильный удар – это навыки, а «прием-выдача усилия» и «выведение усилия в точку» – это качества. Сила удара и подвижность зависит от состояния мышц и требуют постоянной тренировки. Для того, чтобы ловко двигаться и сильно бить, нужна концентрация внимания и проявление воли. «Прием-выдача усилия» и «выведение усилия в точку» не нуждаются в волевом управлении, они просто есть. Они проявляются как естественное состояние, как врожденный талант. Однажды «понятые» на уровне ощущений, они становятся частью привычного стереотипа действий. Например, при попытке толкнуть вас в спину, человек отлетает от собственного толчка, а вы не прилагаете к этому никаких усилий, и даже осознаете это с опозданием. Более того, попытка управлять своими реакциями даже может этому помешать. Как говориться в трактате Сунь-цзы: «схватываются правильным боем, побеждают маневром». «Правильный бой» в нашем случае – это активные действия, определяемые навыками. А «маневры» – это качества, проявляющиеся спонтанно. Проблема заключается в том, что для того, чтобы «поставить» удар или наработать правильную развесовку в перемещении, достаточно относительно небольшого количества времени. А вот для того, чтобы изменить свои реакции (например, шагнуть навстречу удару), нужно очень серьезно перестроить свою психику. Для некоторых занимающихся это вообще может стать непреодолимым препятствием. Фактически, нужно убедить себя действовать вопреки своей интуиции. Как это возможно? Нужно перенести акцент своего внимания на собственные активные действия (даже в ущерб своим «правильным» реакциям).

Нарабатывая «прием-выдачу усилия», вы начинает с приема толчков в плечи, не реагируя на них. Это очень сложная задача. В каком-то смысле, совершенно невыполнимая. Вы ложитесь на толчок, уворачиваетесь от него, приседаете, – но ничего из этого не способно вам хоть как-то помочь. Любая реакция не сможет заменить её отсутствие. Затем вы принимаете толчки в живот, грудь, в плечо сбоку (в ось). Задача – так же полностью игнорировать происходящее. Естественно, вас отбрасывает назад, но вы всё равно не допускаете напряжения в теле. Когда степень расслабленности будет достаточной (для этого нужно «отпустить» поясницу и ноги), вас перестанет отбрасывать. Тогда вы можете начинать делать толчки друг другу одновременно. Тут же выясняется, что устоять становиться намного проще. Усилие толчка партнера «уполовинивается». Теперь не толкайте партнера физически, а только сохраняйте мысленное намерение толкнуть его в момент его толчка. Обратите внимание как изменилась направление усилия при толчке в ваше тело. Оно идет как бы вдоль руки партера в его ось, а вы при этом не выполняете никаких действий, всего лишь сохраняя расслабленной нижнюю часть тела. При определенной степени расслабленности, вас даже тянет шагнуть вперед, навстречу толчку партнера.

Нарабатывая «выведение усилия в точку», сначала вы выводите усилие по направлению оси партнера, а он прикасается к вашей руке. Даже легкое прикосновение порождает в вашем мозгу непроизвольную ответную реакцию в точке контакта. Если это будет достаточно сильное давление, или интенсивное «постукивание», то этот сигнал полностью «перебьет» вашу способность сохранять концентрацию на вашем намерении вывести силу в его ось. Единственный выход в этом случае – всеми силами сохранять своё собственное намерение, игнорируя действия партнера, и таким образом «обесточивая» их. Эта концентрация на собственных действиях наращивается «по капле», и в начале её очень легко «сломать». Поэтому очень важно не устраивать соревнования со своим партнером, а помогать ему. Тренируясь таким образом, вам приходится действовать очень нелогично, даже «контринтуитивно». Но то, что вы получаете в результате, того стоит.

Что такое «собака сутулая»?

Основной метод генерации усилия в винчун – «съехать с горки». С этого движения (скрещенные руки) начинаются все формальные комплексы винчун во всех его стилях, в том числе и форма thủ đầu quyền, практикуемая в нашей традиции. Смысл этого движения заключается в использовании ног как «лыжных палок», для усиления действий рук. Следующее движение в форме – удар рукой вперед. В большинстве современных систем винчун этот удар выполняется вертикальным кулаком, но в более архаичных стилях это был горизонтальный удар ладонью. Это движение основано на выведении плеча вперед. При этом очень важно втянуть низ живота вверх, таким образом расслабив мышцы спины и ягодиц, а также вытянуть макушку головы вверх. Это требование может показаться странным, но смысл этих манипуляций заключен в переносе «силовой» линии с передней части тела на заднюю (от носков ног, через вытянутую спину, округленную лопатку, – в локоть и кисть бьющей руки). Чтобы понять это усилие, нужной подойти к стене и толкнуть её, распрямляя руки и ноги. Если вам не удастся проломить стену, скорее всего вас просто от нее отбросит. Если же вместо разгибания рук толкнуть разгибанием ног плечи вперед, соблюдая при этом положение поясницы (втянуть низ живота вверх и не допускать движение ягодиц назад), то можно существенно увеличить силу толчка, не теряя при этом равновесие. Вот это самое оптимальное положение поясницы и называется в традиционном боевом искусстве «спина тигра», но так получилось, что мы называем это «собака сутулая». Такая конструкция позволяет «утяжелить» свои руки, подвешивая к ним массу тела. Также, разгибание ног с опорой на носки, дает возможность быстро сменить направление движения. Сочетание движений «съехать с горки» и «собака сутулая» создает ещё одну степень свободы и это существенно увеличивает ловкость. Также это вдвое увеличивает плотность ваших действий. Вы можете бить как на движении колена вперед, так и во время «навала» плечом. В винчун преимущественно используются «импульсные» удары с малой амплитудой, и единственный способ их усилить – подключить как можно большее количество мышц. Эта задача может быть решена тремя путями: скручиванием опорной ноги, «обрушением» вниз («съехать с горки») и «навалом» плеча («собака сутулая»). Всё вместе – это метод работы телом, характерный именно для винчун.

Что такое «контроль центральной линии»?

Удар через контроль центральной линии – это атака в ось противника, заставляющая его «всплывать» и «гоняться за руками».

«Всплывание» – это непроизвольное повышение центра тяжести (наваливаясь вперед, уклоняясь назад или подсаживаясь-подпрыгивая), «погоня за руками» — желание оттолкнуть от себя руки противника, не допуская их к своему телу. И то, и другое – это абсолютно неконтролируемая реакция. Чтобы в этом убедиться, достаточно напугать своего партнера, сымитировав толчок в его грудь или махнув рядом с его бьющей рукой. Единственный способ с этим справиться – самому заставить противника реагировать также. Как говориться, «не можешь расслабиться – напряги всех окружающих».

Все занимающиеся винчун используют понятие «контроль центральной линии», но подавляющее большинство из них понимают этот принцип поверхностно. Например, как необходимость повернуть прямую атаку противника себе в плечо, а самому бить в его ось, находясь к ней фронтально («фейсинг»). Или наносить свои удары в область между линией удар противника и его осью («расклинивание»). Всё это механистический подход, не учитывающий возможную реакцию противника и саму психологию конфликта.

Оригинальная идея винчун заключается в том, чтобы непрерывно удерживать намерение на удар в ось противника, давая ему её считывать как угрозу. Удар через контроль – это короткий хлысто-образный прямой удар, который стартует из позиции контакта предплечьями («моста»). Этот предварительный контакт может быть очень легким или, наоборот, тяжелым и продавливающим. В любом случае, это действие вызовет у противника обе ошибочные реакции – желание «упереться» массой в вашу атаку и желание её отклонить. Противник как бы сам «ложиться» на ваш удар, выполняя половину вашей работы. Кроме того, «дергание рукой» на мгновение задержит его собственный удар, поэтому в ситуации «размена» вы окажетесь в относительной безопасности.

Эта концепция содержится во всех без исключения формах любого современного стиля винчун, и удивительным образом, она почти нигде не используется.

Очень важно помнить три момента:

направление намерения ударить и самого удара должны полностью совпадать (в точке контакта накатывание предплечья переходит в скольжение, как в системе «каток-гусеница» у танка, см. фото 1,2);

следующим действием после выдачи усилия плечом должно быть погружение бедер вперед-вниз (см. «съехать с горки»);

Самое важное! Усилие удара всегда направлено снаружи внутрь в ось противника. Это заставит его отклонять вашу атаку от своей оси наружу, таким образом отклоняя свои усилия и от вашей оси тоже (см. фото 5,6).

Если вас кто-то напугал, иногда достаточно напугать его в ответ. А если не боится – всегда можно отгеноцидить.

Что такое короткий и длинный путь в изучении винчун?

  •  

Существует два принципиально разных подхода в изучении винчун. Исторически, сформировались два метода кодификации техники винчун – сансао (散手, «отдельные руки») и таолу (套路, «формальные комплексы»).

Сансао – это, по сути, отдельные действия боя, приемы. Как правило, это сочетание трех одновременных (или последовательных) элементов боя – защиты, удара и ухода с линии удара противника. Это именно то, что занимающийся использует в бою, который протекает как непрерывный поток своеобразных «вопросов» и «ответов».

Таолу содержат в себе не столько приемы, сколько последовательную методику усложнения специфических для стиля способов приложения в них усилия («качеств»): прием усилия, выдачу усилия, слушание. Причем в «архивированном» виде, затрудняющем постороннему наблюдателю понимание их значения.

С точки зрения методологии, сансао – это «короткий путь», который предлагает сконцентрироваться на самих действиях, игнорируя всё второстепенное и отвлекающее от сути. Идея сансао заключается в том, что мы используем то, что тренируем; поэтому тренируем то, что собираемся использовать.

Акцент на действиях подразумевает наличие базовых способностей тренирующегося: координации, понимании «чувства удара» и вообще, готовности вести бой с противником. Надо ли говорить, что у начинающего тренироваться таких умений просто нет.

Среди современных исследователей истории винчун существует устойчивое мнение, что первоначально винчун представлял собой именно технику отдельных приемов, объединенных между собой специфической манерой боя. Вероятнее всего, люди, создавшие этот уникальный стиль, уже владели другими стилями ТКБИ и компилировали их технику для повышения её эффективности. Со временем появилась необходимость обучать неподготовленных студентов, которым было недостаточно просто продемонстрировать свои действия. Их приходилось «выращивать с нуля». Поэтому в 1855-1860 был создан «длинный путь», идя по которому, студент сначала изучал базовые положения, координацию движений, укорение, усилия, и только затем, на основе созданного им «инструмента», – способы взаимодействия с партнером. Все эти элементы были сгруппированы в одну единую форму, которая содержала в себе как «подготовительную» часть, так и «прикладную». Со временем (приблизительно в 1870-х), единая форма для удобства подачи была разделена на несколько частей, и в таком виде дошла до 1960-х, когда винчун получил мировую известность (что и привело к его тотальному упрощению).

В чем же заключается система «короткого пути»? Это последовательное усложнение реакций на действия противника, в частности, способов сочетания атаки и защиты:

  1. защита двумя руками
  2. удар одной рукой
  3. защита одной рукой и удар другой рукой
  4. одновременная защита одной рукой и удар другой рукой
  5. защита рукой и удар той же рукой
  6. одновременная защита и удар одной рукой

В отличие от предыдущей, система «длинного пути» построена на взаимодействии с атакующим партнером с помощью усилий (ощущений):

  1. сохранение нейтрального состояния (отходя при пропущенном ударе без потери контакта и без встречного давления)
  2. укоренение (при пропущенном ударе – сохранение баланса без смещения с места)
  3. выведение усилия вдоль оси центра тяжести партнера (вверх, вниз или внутрь) с целью выведения его из равновесия (и таким образом – остановить его атаку)
  4. при попытке партнера защититься от предыдущего действия – выведение усилия в его ось сквозь его защиту для выведения его из равновесия
  5. при сохранении им равновесия – повтор усилия вдоль защищающейся руки партнера и удар навстречу его движению (превращение ситуации 4 в ситуацию 3)

Таким образом, в обоих случаях мы получаем одинаковый результат (удар на любое действие партнера), но затрачиваем для этого разный ресурс.

Дело в том, что действуя в парадигме «действий», мы вынуждены дробить единое движение на отдельные части, а затем их заново собирать. Это требует хорошей координации, хорошей физической подготовки, и в целом – наличия двигательного таланта. В противоположность этому, «длинный путь» построен на получении нового двигательного опыта («ощущений»). Для этого достаточно просто добавить к уже имеющемуся (по умолчанию) набору «ощущений» новое, и скоординировать его по времени и направлению. При этом, даже не особо «ловкие» действия, всё равно будут эффективными, так как их результат зависит только от своевременности и со направленности.

Другими словами, «длинный путь» всегда дает более быстрый результат, чем короткий. Именно поэтому тренировка «смысловых блоков» форм с партнером – основа практики винчун. Тренировка с партнером, а не повторение форм!

Непосредственная инструкция для тех, кто у меня тренируется:

Тренируйте нейтральное состояние. Это самый первый и самый сложный этап. Если без партнера его поддерживать очень легко, то при взаимодействии с партнером возникает желание устоять или увернуться. Нанося удар в воздух вы вряд ли будете выкладываться на полную силу, но стоит появиться мешку – сразу стараетесь ударить посильнее. Сохранение нейтрального состояния очень важно для умения «прятать силу» (выдавать полноценное усилие без замаха и понижения центра тяжести).

Укоренение также очень важно. Тело становится подобным мешку с водой, который трудно сдвинуть с места. Но укоренение не должно происходить за счет подвижности. Когда хочу – стою на месте, когда нужно – двигаюсь от удара партнера (но в сторону своего удара).

Генерация усилия – это сочетание правильной постановки бьющей поверхности (перпендикулярно мишени и с опорой на основание ладони), ловкости при вращении локтевой кости (движения локтя вверх и вниз без движения кисти для создания дополнительного ускорения и развития ловкости при смене направления ударов) и подвижной системы ключица-лопатка («медленного замаха» плечом для маскировки удара и «быстрого замаха» плечом назад-вперед для резкого ускорения на разрыв в клинче). Также важно «довешивать» массу тела в удар без изменения положения тела за счет укоренения  нижней части тела и отрыва опорной ноги.

Выведение усилия в точку. Начинайте с выведения усилия в основание шеи партнера (с одновременным укоренением). Затем добавляйте к нему усилие, направленное ему в крестец. И при попытке распрямиться – во внутреннюю часть опорной пятки. Тогда человек прыгнет. Так можно определить правильное направление для ваших ударов.

Тренировка ударов очень важна. Это основа самостоятельной тренировки. Первое – надо просто очень сильно бить. Гораздо сильнее, чем вы себе представляете и намного сильнее, чем готов выдержать ваш противник. Если с этим всё ясно, нужно учиться маскировать движение удара. Этого можно добиться, сокращая амплитуду замаха и двигаясь всем телом в сторону своего удара. Это справедливо как для «боксерских ударов» (короткого прямого, хука, апперкота, оверхенда, кросса, вертикального джеба), так и для ударов ладонью (нижнего и диагонального уракенов, волейбольного удара, удара прямой ладонью, удара лежащей ладонью, хука ладонью, нижнего и верхнего диагонального ударов ребром ладони, ударов внутренним ребром руки внутрь и наружу) или локтем (восходящего, рубящего, накрывающего, проникающего, нижнего и верхнего удара наотмашь). Нанося удары «от положения», мы вынуждены включать разные группы мышц и различные ударные части руки. Поэтому, без отработки всех доступных траекторий ударов не обойтись. Отработка – это не бездумное повторение ударов. Во время тренировки необходимо постоянно улучшать качество удара, «выравнивая» усилие в системе кисть-локоть-плечо, чтобы избежать потерь ускорения. «Чувство удара» одинаково в любой траектории.

Что значит «брать у другого, учиться самому»?

В нашей системе винчун существует одно простое методическое правило: «студент растет от партнера». Это означает, что каждый обучающийся изначально настроен не столько на развитие своего собственного навыка, сколько на помощь своему партнеру. Это дорога в двух направлениях. Чем выше уровень моего партнера, тем более высокие требования он ко мне предъявляет. Таким образом, партнеры по тренировке действуют как альпинисты в связке, помогая друг другу в преодолении трудностей.
Вот в этой самой «помощи» и скрыт подвох. Если партнер вам «подыгрывает», появляется ложное чувство эффективности ваших действий. Действия на маленькой скорости, с небольшой силой и остановками в «нужном» месте, не похожи на действия противника в бою. В то же время, если ваш партнер будет быстро, сильно и непрерывно бить вас во время учебного поединка, он просто «сломает» ваш неокрепший навык. Именно поэтому, лучшие бойцы различных традиционных школ выглядят всегда немного «коряво», хотя их действия довольно эффективны. Чтобы «выжить» в учебном поединке под чрезмерным давлением, они были вынуждены принести в жертву некоторые из своих навыков. Например, наработали скорость в ущерб скрытности, или силу удара за счет подвижности, или чувствительность в ущерб способности держать удар.
Как же решить эту дилемму? Как помочь партнеру, но не создавать ему слишком тепличных условий?
Как правило, мы очень хорошо умеем замечать ошибки других, но к себе относимся недостаточно критично. Необходимо «перевернуть» эту ситуацию, перевести внимание от собственной «успешности» на повышение эффективности партнера. Сосредоточившись на помощи своему партнеру, мы весь ресурс внимания направляем на нахождении «предела контроля» вашего партнера. Момента, после которого он начинает «драться», «выживать», «суетиться». Постоянно балансируя на грани возможностей вашего партнера, вы «калибруете» свое давление, определяя его достаточность.
В чем же состоит это «давление»? Чтобы понять это, нужно определить что же именно мы хотим исправить.
Выполняя квайтызо (свободный учебный поединок из предварительного контакта), необходимо определить и «откалибровать» у своего партнера три параметра: «мягкость рук» (насколько у него отпущены плечи), «укорененность» (способность поглощать усилия без потери равновесия) и подвижность (способность удерживать прямое положение тела под непрерывным давлением ударов).
Для того, чтобы «размягчить» руки, необходимо поставить партнеру задачу сохранять постоянный контакт, но при этом не создавать сопротивления вашим толчкам и рывкам. Мы же проталкиваем его руки в направлении его оси и разбрасываем его руки короткими рывками (петлями) в стороны. При разрыве контакта мы наносим удары, партнер же просто возвращает руку в точку контакта нашей бьющей руки, сохраняя нейтральное состояние (не пытаясь «защищаться»). Если партнер «обжимает» наши руки, его начнет крутить из стороны в сторону и раскачивать вверх-вниз. Единственный способ этого избежать – расслабить мышцы передней стороны плечевого пояса (бицепсы, грудные и дельты). Когда ему удается постоянно сохранять контакт, то в момент нашего удара «на разрыве», он также начинает разбрасывать нашу бьющую руку и наносить удары на разрыве (выполнять нашу роль). Таким образом, мы сначала работаем на расслабление плеч партнера, а затем он делает то же самое для нас.

Для того, чтобы вынудить нашего партнера «укорениться», нужно вместо ударов делать толчки. Реагируя на потерю контакта ударом, партнер не должен поднимать свой центр тяжести («переть вперед» головой или животом), а также «подсаживаться». При малейшей попытке вложиться в удар массой тела, его будет отбрасывать, что полностью лишает его возможности бить. Тоже самое происходит, если партнер опускает центр тяжести вниз загружая ноги. В момент опускания он устойчив, в следующее мгновение – его подбрасывает вверх. Если же он сохраняет расслабление «внутри» (как мешок с водой), толчки никак не влияют на его способность выдавать усилие. Чтобы понять как это работает, нужно выполнять упражнение чоудан (поглощение толчков) в центр груди одновременно. Тот, кто начнет подниматься вверх, вкладываясь в толчок весом тела (даже незначительно), будет отброшен. Поэтому, чтобы воздействовать на партнера, мы сами вынуждены укореняться.

Чтобы развить подвижность своего партнера, необходимо сдваивать и страивать удары (наносить короткие удары по одной и той же траектории). Очень частая ошибка – попытка «блокировать» удары, вместо того, чтобы от них уходить. Сделав такой «блок», партнер ставит себе «галочку», что он успешно защитился. Любой повтор сразу вскроет эту ошибку. Как правило, при повторной атаке, партнер всё же пытается уйти от удара, но только движением тела («заламывается»). В этом случае он теряет «укоренение» и не способен к нанести сильный удар. Вместо этого нужно выработать у него навык смещаться от удара очень маленькими шажками, которые скрадывают расстояние и выполняются одновременно с контролем вашей бьющей руки. «Контроль» от «блока» отличается тем, что это не самостоятельное действие, а первая фаза собственного удара, своеобразный «замах» с опорой на атаку противника. Смещение происходит от нашей атаки, внутрь (при прямой атаке) или наружу (при фланговой). Наблюдая за тем, сохраняет ли наш партнер прямое положение тела во время наших повторных атак, мы фактически заставляем его шагать в нужном ему направлении. Кроме этого, повторные удары или толчки вынуждают нас самих смещаться в направлении наших ударов, «захватывая пространство».

Таким образом, помогая своему партнеру, мы на самом деле, помогаем себе. «Размягчая» его руки – сами вынуждены расслабить плечи. Проверяя его укоренение, сами должны укореняться. Сдвигая его в нужном направлении серией ударов – также двигаемся вместе с ним, чтобы не отстать.
Парадокс обучения заключен в том, что научить можно только того, кто уже умеет. Это значит, что опыт, данный нам в ощущениях, всегда опережает его понимание. Мы всегда сначала способны делать это, и только потом понимаем, что умеем. Создавая для нашего партнера условия, при которых он получает новый опыт, мы становимся способны его осознать и обобщить. Положить его на нужную «полочку» автоматических реакций, освобождая свое внимание для всего нового.
Не бывает людей, которые делают всё идеально. Не бывает «правильного» и «неправильного» выполнения упражнений. Есть только глубина понимания и её достаточность для решения текущей задачи. Чтобы осознать свой собственный уровень понимания, нужно ответить на вопрос: почему это не получается у моего партнера? «Брать у другого, учиться самому» – значит учиться на чужих ошибках. Для этого нужно помнить, что ваша главная задача в учебном поединке – помочь своему партнеру ошибаться в правильном направлении.

Что такое «съехать с горки»?

Меня всегда интересовал вопрос: почему одни студенты овладевают винчун быстро, а другим на достижение такого-же уровня понадобились годы? Со временем стало очевидно, что, то, что воспринимается как «физический талант» или «врожденная способность к координации», на самом деле – просто навык не выходить во время тренировки за пределы комфортного состояния. Обучение всегда строиться по принципу «стимул – реакция». Правильные реакции поддерживаются положительным подкреплением, неправильные – игнорируются. Но когда «стимулы» (входящие сигналы, раздражители) идут слишком быстро один за другим, наша психика не успевает их обработать и накапливается определенная усталость, увеличивается количество «неверных» реакций. Это препятствует образованию положительно окрашенного опыта. Что же делать для того, чтобы не терять эту точность реакций? Надо постоянно возвращаться в нейтральное состояние! Это очень похоже на переключение скоростей на механической коробке передач. Любая смена скорости всегда проходит через нейтральное положение. В противном случае, коробка будет сломана. Применительно к практике винчун, это означает, что все действия должны происходить в «нейтральной манере» («спокойное ровное дыхание, внутреннее и внешнее равновесие»). На самом деле, это самая сложная задача при обучении! Когда мы не взаимодействуем с партнером, мы абсолютно естественны и раскрепощены. Но когда происходит взаимодействие (контакт или его вероятность), возникает масса совершенно ненужных реакций:

  • при легком контакте или при ударе по вашей бьющей конечности – стремление создать давление в руки («погоня за руками»);
  • при потере равновесия от удара или толчка в тело – попытка его восстановления с помощью наклона тела в сторону толкающего («навал телом»), попытка увернуться от толчка поворотом или распрямлением тела («залом поясницы»), приседание вниз или жесткая опора на ноги («уход на пятки»);
  • при рывке или толчке в руки – желание противопоставить силу силе, подключая массу тела или распрямляя руки и ноги («создать конструкцию»);

Что же делать? Прежде чем осваивать методы взаимодействия с партнером, надо научиться общей манере движения, сохраняя при этом естественное и расслабленное состояние. Это означает, что ваши удары и перемещения должны быть полностью удобными и органичными для вас ДО ТОГО, КАК ВЫ НАЧНЕТЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ С ПАРТНЕРОМ. Это что-то вроде боя с тенью, но с соблюдением всех основополагающих принципов винчун:

  • расслабленные и подвижные плечи («встряхивание плечами»);
  • использование центра тяжести тела как центра движения («съехать с горки»);
  • перемещение с сохранением центра тяжести на одной ноге («шаг без инерции»).

Если ваш «бой с тенью» ничем не отличается от действий в контакте с партнером – значит вам удалось достичь некоторой степени «нейтральности».

Если при контакте с партнером вы наваливаетесь, подсаживаетесь или уворачиваетесь – это станет непреодолимым препятствием для обучения. Движение головой вперед, резкое подсаживание вниз и разгибание ноги и спины – это три неправильные реакции, делающие любое ваше действие напряженным. Для решения этой проблемы надо:

  • научиться игнорировать действия партнера, не пытаться его опережать, а работать вторым номером («от пропущенного удара»);
  • научиться двигаться вперед под силу партнера («съехать с горки»).

«Съехать с горки» — это самое первое движение в «малой идее» (принятие позиции с носками внутрь и опускание-поднимание скрещенных рук перед собой). Оно состоит из трех последовательных действий:

  • при переносе веса на пятки – подтянуть низ живота вверх и расслабить поясницу вниз;
  • при опускании центра тяжести – расслабить бедра и перенести вес на пальцы ног/ноги;
  • при напряжении коленей во время «обрушения» вниз – оторвать опорную стопу и сделать шаг (вперед, назад, внутрь или наружу, повернуться внутрь или наружу).

Опускание вниз, скольжение вперед и быстрая смена опорной ноги – это одно движение. Чем-то напоминает детское ощущение «сел на жопу, съехал с горки, встал на ноги».

Проблема подавляющего большинства современных школ винчун – изначальное насаждение заведомо искусственных действий («подсаживание» вниз, сведение коленей и локтей к центру, разгибание рук и ног во время ударов, повороты на пятках и т.д.), требующих от начинающего чрезмерного напряжения. Действительно эффективными могут быть только самые простые действия. Всё, что требует сознательного контроля, на фоне стресса, неизбежно в них и превращается! Сложная моторика моментально деградирует до грубой.

Когда я смотрю на занимающихся винчун, в первую очередь оцениваю их естественность. Многие из них имеют хорошую реакцию и очень технически развиты, но, если их действия «вымученные» (напряженная поза, искаженное лицо, неспровоцированные ускорения), очевидно, что они не смогут использовать свои умения за пределами известной им ситуации (когда дистанция, ритм, скорость, степень усилия будут непривычными). И наоборот, действия тренирующихся могут быть неточными, выглядеть слегка небрежно, но совершаться абсолютно расслабленно и естественно. В этом случае, при повышении «градуса напряженности», всегда будет «запас» на сохранение нормального состояния, в котором все действия сохраняют рациональность и точность.

Место боевых искусств в вашей жизни

Жизнь – это не только затяжной прыжок из колыбели в могилу, но и прекрасная возможность создать хоть какую-нибудь определенность в этом бессмысленном и беспощадном хаосе. Одним из таких путей, дающим опору в жизни, может стать практика БИ. Нам всем свойственно стремиться к приятным ощущениям и избегать неприятных («человек создан для счастья, как птица для полета…»). Поэтому мы ищем радость в постоянном приобретении вещей, впечатлений, умений. Но существует ещё один способ сделать свою жизнь по настоящему наполненной. Это проживание своей текущей жизни так, чтобы каждое мгновение сохранять ощущение себя. Для этого необходима некоторая отстраненность, умение действовать без желания чего-то достичь. От этого невероятно возрастает эмпатия. Принимая себя, мы  принимаем и всех окружающих нас людей. Парадоксальным образом, боевые искусства могут привести нас именно к такому способу существования. От ощущения своего одиночества и желания причинять вред, к пониманию, что не существует никакого внутреннего «я», которое нуждается в постоянной защите, а всё, что мы из себя представляем – это просто процесс бесконечного движения из пустоты в вечность. Как говорится, таков Путь.

Не тратьте время на глупые мысли о «самообороне», «оздоровлении» или «самоуважении»! Занимаясь так, вы просто станете сильнее ощущать свою слабость, окончательно потеряете здоровье и понизите самооценку. Единственная причина для практики БИ – это удобный повод встретиться с истинным «собой», и сохранить это присутствие на всю оставшуюся жизнь. Мы все живем в мире, который сами и создаем. Если в моем мире хватает места для меня, хватит и для всех тех, кто его разделяет.

Что такое «умная сила»?

«Умная сила» — это усилие, направленное на сознание противника. В современном винчуне популярна концепция 借力(«занимающей силы»), которая использует эффект пружины. «Подпружинивание» конечностей во время контакта имеет неприятное свойство – ваши руки или нога движутся не тогда, когда в этом есть необходимость, а когда их освободил противник. «Умная» сила направлена не на действия противника, а на их источник. Понятие 念头 в названии формы 小念头 («малая идея») буквально переводится как «читать голову». «Умная сила» – это способ «писать» в голову противника, принуждение своего оппонента реагировать на ваши действия. Как говорится, «верх берёт, кто первым бьёт».

Попытка защититься от удара приведет только к следующему удару. Ситуация вновь повториться, но с меньшим временем на реакцию. Единственный способ остановить атаку – атаковать самому («действовать вторым, бить первым»). Такая простая идея на практике связана с большим количеством трудностей. Это происходит потому, что наше собственное мышление имеет встроенные ошибки, которые необходимо исправить.

Первая ошибка – создание «встречной конструкции». Закройте глаза и идите вперед, вытянув руку перед собой. Когда вы коснетесь препятствия, ваше тело рефлекторно напряжётся, и вы остановитесь. Такой эффект получается даже от легкого соприкосновения руками, особенно если повышен уровень стресса. Между тем, никто не мешает вам двигаться дальше, приближаясь к препятствию вплотную. Во время квайтезо, при попытке партнера ударить вас из контакта, не нужно пытаться его остановить, лучше проскользнуть мимо его атаки всем телом и ударить самому прямо вдоль его руки (именно вдоль всей руки, а не срезая себе путь от предплечья к голове).

Вторая ошибка – это «ожидание агрессии». Нужно действовать самому, а не вести с ним «диалог». В винчун используется принцип «хлыста». Гибким хлыстом невозможно парировать оружие противника. Он предназначен для того, чтобы загонять быков в стойло. Проблема не в агрессии, а в агрессоре. Когда противник бьет меня, я просто бью его мозг («одна мысль – бить»). Но как только вы касаетесь рук партнера, эта «правильная программа» внезапно начинает сбоить. Что же делать? Надо тренировать одновременный чоудан (нанесение ударов в момент их поглощения), а также сталкивание (партнер упирается вам в плечи) со скользящим шагом и одновременными ударами. Будучи готовым действовать под сильным давлением, сделать это с меньшим давлением не составит никакого труда.

Третья ошибка – это «запирание усилия». Это самое сложное для понимания качество. Когда вы взаимодействуете с партнером (ударом, рывком или толчком), точка приложения ваших усилий не находится в точке контакта. Она может быть в шее или пояснице. Частично это может быть понятно при отработке удара на лапе в своей руке или при «набивке» с партнером. Но лучше всего это можно почувствовать во время гана. Например, при вытягивании или складывании руки партнера, можно сосредоточиться на его руке в точке контакта. Но если перевести внимание на ось партнера, его можно «посадить как репку или вырвать как морковку», «раскачать вверх-вниз, вправо-влево, внутрь-наружу». Тренируется это качество во время упражнений на развитие фатсык (фронтально, с поворотом и сменой ног).

Действовать не на тело, а на сознание – это признак мастерства. Точна такая же идея лежит в основе различных оздоровительных практик – цигуна, массажа, психотерапии. Но об этом позже.

Что делать, если «не получается»?

Все мы очень разные. Мы по-разному осознаем себя, по-разному расслабляемся, по-разному определяем эффективность своих действий. Некоторые студенты более склонны к само-рефлексии, постоянно себя оценивают, наблюдая как бы со стороны. Другие, наоборот, действуют интуитивно, сосредоточившись на достижение результата, а не на процессе. Но и у тех, и других, существуют периодические «затыки», когда по непонятной причине прогресс останавливается. Причина этого заключается в утомляемости нашей психики. «Батарейка» внимания разряжается слишком быстро и наша реакция становится неконтролируемой.

Существует два способа действовать – используя т.н. «систему один» (интуицию и автоматизм) и «систему два» (сознательный выбор). Проблема возникает тогда, когда при обучении новым навыкам включается «система один», которая просто ломает любые попытки изменить привычные стереотипы поведения. Например, во время толчков в плечи, партнер прекрасно понимает, что нужно оставаться в нейтральном состоянии, но всё равно реагирует на толчок навалом или попыткой увернуться, лишь бы удержать равновесие и сохранить неподвижность. Что же делать, чтобы первой включалась более медленная «система два»? Надо сделать паузу! В практическом смысле, это означает всегда работать «от пропущенного». Не спешить с ответной реакцией, а немного притормозить. Систематически запаздывать при изучении всех новых упражнений. Такой совет звучит контр-интуитивно. Нам кажется, что действовать в нужный момент – это и есть правильно. Но это не так! Мы действуем вовремя, но только по уже имеющимся лекалам, основанным на неэффективном, но очень привычном прошлом опыте.

Для того, чтобы обуздать свою «систему один», нужно научиться затормаживать свою психику. Подавлять привычную реакцию. Для этого надо практиковать тхиен. Смысл этого упражнения заключается в сохранении неподвижной позы, неподвижного взгляда и спокойного естественного дыхания. Это само по себе создает некоторую заторможенность. Идея заключается не в том, чтобы находиться в таком состоянии во время тренировки с партнером, а в том, чтобы использовать свою способность останавливать внутреннее беспокойство тогда, когда оно мешает выполнению конкретных действий. Это способность к «бездействию», которая может быть включена в нужный момент. А в следующий момент включаются осознанные действия.

С позиции внешнего наблюдателя, такое поведение кажется очень странным: реакция замедленная, действия неуклюжие и несвоевременные. Надо менее критично к себе относиться. Изменить свои привычные действия — это единственный способ научиться винчун.

Почему «винчун не работает» на самом деле?

Винчун – универсальный стиль рукопашного боя, включающий в себя: проникающие и рубящие удары руками, низкие и высокие удары ногами, удары локтями и коленями, тычки пальцами и силовые захваты кистью, приемы удушения и разрушения суставов, выведение из равновесия подсечками и рывками, приемы противодействия захватам и борьбе. Хотя весь этот арсенал требует многолетнего изучения, никто не использует даже десятую его часть. На выходе получается всегда 1-3 технических действия (направленные на то, чтобы убить или серьезно травмировать противника), которые могут быть использованы в подавляющем большинстве возможных ситуаций, связанных с угрозой жизни. Поэтому, правильнее сравнивать эффективность винчун не с современным боксом, а с его предком – европейским кулачным боем XIX века (винчун и был создан примерно в это же время). Тогда ещё не было унификации приемов и это компенсировалось личным мастерством. В течение всего времени, вплоть до наших дней, в боксе происходил естественный отбор наиболее эффективных действий. Причем эффективность определялась не практической целесообразностью, а правилами соревнований. Победа «по очкам» может быть оспорена судьями, а вот неспособность соперника продолжать бой (knockout – неспособность стоять на ногах) сомнению не подлежит. Со временем, представление о нокаутировании как о «победе» стало частью общественного договора и это мнение прочно закрепилось в сознании европейцев (а с развитием глобальных коммуникаций – у азиатов). Что же такое «нокаут»? Это удар по голове приводящий к падению и потере сознания. Но что мешает «проигравшему» вскочить и закончить начатое? Только спортивные «правила», т.е. тот же самый «общественный договор». В отличие от Европы XIX века, «оспортивливание» китайского кулачного боя происходило по-другому. Соревнования представляли собой своего рода гладиаторские бои, в которых можно было покалечить или даже убить соперника, а затем откупиться от пострадавшей стороны. Жизнь человека не была ценностью, хотя и стоила каких-то денег. Поэтому целью таких «соревнований» было принудить соперника сдаться, а если он не сдавался – его калечили. Фактически, бой на помосте ничем не отличался от уличного конфликта. Огромное разнообразие техник диктовало необходимость изучать большое количество защитных действий, учитывать множество возможных тактик боя и знать способы противостоять им. Напрашивается вопрос: и куда же всё это счастье делось? Ответ прост: отпало за ненадобностью. Жизнь простых людей в массе своей стала более безопасна («стали хорошо кушать»), «те, кому очень надо» решают вопросы огнестрелом, а тотализатор на боях КПК объявила вне закона. Причем произошло это достаточно давно, сменилось уже несколько поколений. В том числе, и среди занимающихся винчун. Некоторые смысловые элементы тренировки были утеряны, некоторые – полностью изменены. Кто из современных винчунистов способен повторить трюк Юэнь Кайсана – проткнуть пальцами джутовый мешок с рисом и достать оттуда монету? Или «срубить» руки у деревянного манекена? Эти стороны подготовки были успешно похерены и забыты.

Весь современный винчун – это новодел 1960-х годов. Вообще, это уже вторая «редакция» винчун. Первая случилась ещё в 1850-х. Тогда актеры «Красной Джонки» сошли на берег г. Фошань и стали зарабатывать преподаванием. Единая система стала изменяться, каждый мастер стал строить свою методику опираясь на свой личный опыт («учить себе»). Единая форма была сначала разбита на несколько частей, а затем, и на «отдельные руки». Начало массового преподавания породило другую проблему – появились ученики-недоучки. «Доучивались» они в других школах, поэтому произошло смешение винчун с другими стилями. В частности, со стилями, вообще не имеющими в своей основе «шаолиньский короткий удар» («короткий мост»). И вот этот уже слегка «покривевший» винчун вдруг стал популярен в 1960-х. Спасибо за это надо сказать не Ип Ману, и даже не Брюсу Ли, а его младшему соученику – Леунг Тингу. В 1970-м он снял фильм «Authentic Wing Tsun», в которых в сжатом виде изложил свое видение винчун, особо подчеркнув его логичность и научность. Это мгновенно сделало винчун популярным на Западе. С этого момента, понятия «винчун» и «винчун Ип Мана» стали синонимами. И сейчас адепты на серьезных щах заявляют о некоем «классическом винчун» и недостойных этого высокого звания «неправильных винчунах». Между тем, «правильных винчунов» нет, и уже довольно давно.

Итак, винчун «не работает» против спортсменов-единоборцев по трем причинам:

  1. в системе подготовки современного винчун отсутствуют нокаутирующие удары;
  2. «липкие руки» не работают против борцов:
  3. отсутствует способность маневрировать;

Почему же так происходит?

Начнем с удара. Способ, которым генерируется усилие в современном винчун не соответствует используемой технике. «Цепные удары» вертикальными кулаками выполняются за счет разгибания рук, а тело подталкивает эту систему вперед. Это полностью противоречит идее «шаолиньского короткого удара». Для сравнения, можно взглянуть на то, как это происходит в «хакка-стилях», где этот принцип сохранен. Просто сравните положение корпуса каких-нибудь «белых журавлей» и современных «винчунистов». Станет понятно, что они «валятся» в свои собственные удары, пытаясь наполнить их массой, так, как это делается, например, в боксе. Откуда это взялось непонятно. Можно предположить, что винчуном занимались бывшие боксеры, они до этого и додумались. Разгибание ног и спины для усиления удара – это визитная карточка т.н. «английского бокса» начала XX века.

Ещё одна непостижимая загадка: почему «винчунисты» борятся с борцами? Техника «липких рук», по преданию, была получена Ип Маном от Юэнь Кайсана, младшего брата Юэнь Чайваня («Тэ Конга»). Это система тренировки усилия, а не способ спарринга. Желающих «потолкаться» в контакте, любой борец скомкает, как туалетную бумагу. Цель у этого упражнения, в оригинале называемого «луксао», очень узкая – пробиться сквозь плотную защиту, столкнувшись с которой, руки бьют вдоль линии сопротивления. Не прилипают, а скользят. Этот же принцип заложен в конструкцию манекена. Движения всегда идут вдоль «рук» манекена, а не давят на них. Для противодействия борцовским захватам существует другая система подготовки – фанкамна, базирующаяся на других усилиях (икган). Это именно специальная подготовка, требующая длительных и целенаправленных тренировок.

Ну и последняя глупость современного винчун – ходьба на прямых ногах. Да, позиция в винчун естественная, потому что только естественные движения могут быть быстрыми. Но это не означает что переваливаясь на прямых ногах-ходулях, можно угнаться за спортсменом, который челночит и бьет одним движением. Про лоукики в прямую загруженную ногу или борцовский проход можно даже не вспоминать. А между тем, перемещение без «телеграфирования» — это и есть корневая особенность винчун. Его узкая специализация. По большому счету – единственное преимущество. Тренировка в контакте всегда должна базироваться на способности в этот контакт попасть. Позиция «противник и так придет ко мне» предельно ущербна. В «кошерном» винчуне существует концепция перемещения по диаграмме «мэйхуа». Это не просто набор перемещений, а умение взаимодействовать с противником на дистанции, почти в фехтовальной манере (занимать линию его удара, играя дистанцией и углами). Вкратце эту идею можно выразить так: «обходить противника, не дать ему обойти себя».

Винчун, в том виде, в котором он стал популярен нежизнеспособен. Пройдет лет 20-30 и о нем все забудут. И это нормально. Главное вы не забывайте приходить на тренировку, особенно по понедельникам.