Внутренняя работа 2.0

Внутренняя работа – это тренировка трех качеств: сосредоточенности, уравновешенности и понимания. Эти три качества имеют две особенности: порождают-поддерживают друг друга и имеют свойство накапливаться.

Сосредоточенность основана на длительном непрерывном выведении внимания на внешние объекты (действия, процессы). Она проявляется как умение удерживать текущую задачу или состояние в течение достаточно длительного времени. Тренировка равновесия автоматически ведет к развитию сосредоточенности.

Уравновешенность заключается в способности не выходить из комфортного состояния в стрессовой ситуации. Она основана на беспристрастном наблюдении внутренних сигналов (эмоций и ощущений), без попыток изменить их или следовать за ними. Мысль ведет ощущения, но не фиксируется на них.

Сочетание этих двух качеств подобно освещению воды лунным светом. Сосредоточенность – это спокойная поверхность воды, уравновешенность – ровный свет луны.

Понимание – это умение действовать и оценивать последствия своих действий одновременно. Это можно сравнить со способностью летучих мышей летать в темноте. Они корректируют свои действия в соответствии с отраженным сигналом.

Сосредоточенность делает процесс подачи-приема сигнала непрерывным. Уравновешенность помогает не фиксировать внимание на каждом отдельном сигнале, а воспринимать весь процесс целиком. Понимание делает все действия точными и своевременными за счет трансляция своих внутренних ощущений за пределы своего тела.

Это справедливо как для одиночной практики, так и для парных упражнений.

Практикуя формы, необходимо вначале сосредоточится на ощущении воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого, а также ощущаемого на коже ведущей руки (постепенно расширяя внимание на обе руки и все остальное тело). Затем надо погрузиться внутрь ощущений тела и двигаться в соответствии с ними.

При вращении рук важно слушать руки партнера без малейших «пробелов», без попыток удерживать контакт с помощью давления, без желания опередить или завершить траекторию.

Тренируя поглощение ударов телом, не следует пытаться удержать равновесие или увернуться от толчка. Сначала происходит контакт, а затем понимание вектора и наполненности удара.

Тренируя компенсацию давления, необходимо избегать проявления инициативы, не сбрасывая усилие и не упираясь чрезмерно.

Тренируя выдачу усилия, надо действовать в момент выдачи усилия партнером и направляя свое усилие внутрь его структуры, без попыток его столкнуть или сохранить свое равновесие.

Процесс «накапливания качеств» основан на непрерывности практики в течении точно отмеренного периода времени. Ориентиром служит способность партнера поддерживать эту непрерывность. Если он может сохранять остроту внимания пять минут – делайте упражнения шесть минут. Не много, не мало.

Как «соединять качества»?

Методика обучения в нашей системе винчун строится на движении от «внутреннего к внешнему» (от овладения навыком управления собственным телом и сознанием к умению управлять своим противником). Основой, своеобразной «нулевой точкой», обучения является нахождение в нейтральном состоянии, которое можно описать формулой «спокойное ровное дыхание, внутреннее и внешнее равновесие». Сольные и парные упражнения выполняются без всякого контроля ума за их правильностью, в естественном и расслабленном состоянии. Если студент не сможет непрерывно удерживать это состояние хотя бы 15-20 минут, это создаст трудности для дальнейшего развития. Задача инструктора создать условия, при которых студенту нет необходимости себя контролировать в течение этого времени. Не нужно ничего объяснять или поправлять ошибки студента, это только создает дополнительные трудности. Важно мягко обойти сопротивление психики и «заразить» своего партнера своей вовлеченностью в процесс.

Следующая ступень – это создание нового привычного стереотипа движения, более известного в современном мире винчун как «структура». Термин «структура» не очень точно передает суть этого процесса (это как говорить о структуре движущегося автомобиля). Он сводится к овладению тремя дополнительными степенями движения, в трех критически важных элементах двигательной системы человека – плечах, крестце и голеностопах. При фиксации этих частей тела, именно в них происходит потеря импульса движения, нарушение «целостности тела». Физически одаренные студенты отличаются именно тем, что все эти «три корня» у них развиты от природы. С практической точки зрения, овладение «тремя корнями» дает возможность использовать силу нижней части тела (ног и поясницы), что дает подавляющее преимущество в скорости перемещений и умении выводить бóльшую, чем противник силу.

Из трех основных свойств движения (точность, скорость и сила), самым важным является сила. Если точность можно компенсировать хорошим слушанием и короткой амплитудой движений, а скорость – развитым таймингом, то без возможности выведения большой силы, очень сложно оказать на противника сколько-нибудь значимое воздействие. Это как ребенок, собирающийся драться со взрослым. Усилия выводятся по пяти основным траекториям (вверх, вниз, внутрь, наружу и на себя). Это можно сравнить с со специальной физической подготовкой (СФП). Если овладевать техникой без умения направлять усилия по этим «силовым линиям», будет очень сложно наполнять её силой, а также комбинировать разнонаправленные действия. Эту ступень можно назвать «выведением большой силы».

После этого можно приступать к тренировке техники. «Техника» — это интегральное воздействие на противника, заключающееся в одновременном разрушении его баланса, жизненных функций и внимания. В каждом «приеме» присутствует удар, толчок (или рывок) и уход. «Приемы» — это набор своеобразных «трюков», построенных на несовершенстве человеческого восприятия. Техника – это самый большой раздел обучения, но нет никакой необходимости изучать его весь. Даже одно действие, отработанное до уровня циркового трюка, может решить подавляющее большинство возможных ситуаций.

«Качества» — это три вида «слушания» (тактильное, структурное и кратковременное). Для их тренировки существует шесть типов упражнений:

  1. quay tay (квайтай «вращение рук»)
  2. đi lùi đi tiển (дилой-дитьен «шаги назад-вперед»)
  3. ik gân (икган «сухожильная сила»)
  4. phát sừc (фатсык «выдача усилия»)
  5. chấn đòn (чандан «прием удара»)
  6. chấn đấm (чамдам «нанесение удара»)

Вращение рук обучает различению намерений партнера через контакт. Если он продавливает руки – проскользните вперед с ударом, если бьет – затяните и бейте одним движением.

Вращение рук в сочетании с движением назад-вперед дают умение определять через легкий контакт направление движения партнера. Если он наступает – действуйте руками, если отступает – ногами.

Сухожильная сила – это способность принимать давление партнера без потери баланса. Если выдать усилие вы способны в одну единицу силы, то принять сможете в три раза больше, т.к. мышцы в этом случае работают не на сжатие, а на разрыв.

В процесс принятия усилия/массы партнера, вы слышите вектор, глубину и наполненность его усилия. Если вы одновременно чествуете начало и конец движения партнера, то можете, используя реакцию опоры выдать усилие прямо через всю его конструкцию. Если его конструкция жесткая – вы разрушаете его баланс, если она ломается – наносите удар.

При приеме ударов на тело (плечи, бедра, живот, грудь, спину), вы оценить степень опасности и скорректировать свое текущее положение, опуская центр тяжести и смещаясь с линии удара.

При тренировке «набивки» вы исследуете «чувство удара» (отсутствие залипания или размазывания удара), регулируете интенсивность повреждения внутри точки контакта, отсутствие инерции после «отскока» руки, а также учитесь соотносить степень воздействия на партнера с его возможностями.

Сочетание способности принимать и наносить контролируемые удары создает ситуацию для развития «кратковременного слушания».

Все три вида слушания объединяются в quay tư do (квайтызо). Это возможно только при одном условии – оба партнера не разрывают поток внимания. Если внимание «дискретно» (скачет с одной задачи на другую), выполнять это упражнение не получиться. В этом случае необходимо «опуститься на один уровень вниз»:

Не удается тренировать соединение качеств – тренируйте каждое по отдельности;

Не удается тренировать отдельные качества – тренируйте технику;

Не удается тренировать технику – тренируйте усилия;

Не удается тренировать усилия – тренируйте структуру;

Не удается тренировать структуру – тренируйте непрерывность внимания;

Не удается тренировать непрерывность внимания в паре – тренируйте его в байтапкхи;

Не удается удержать непрерывность внимания в байтапкхи – делайте тхьен.

«Хочешь, чтобы было хорошо – сделай плохо, а потом верни как было»!