Захваты в винчун.

Винчун – это универсальный стиль боя, основанный на ударах в уязвимые места тела на любой дистанции. В нашей системе винчун различают три условных дистанции – дальнюю, среднюю и ближнюю. Определение дистанции отличается от принятой в спортивных единоборствах.  Дальняя дистанция – это такое расстояние до противника, при котором атаковать можно только его переднюю ногу или пах. Средняя дистанция – это положение, в котором возможен взаимный обмен ударами без дополнительного движения вперед. Ближняя дистанция – это ситуация «нос к носу», такое расстояние между противниками, на котором можно коснуться его локтем. Тактика винчун заключена в избегании обмена ударами и быстром переходе от «убегания» на дальнюю дистанцию ко входу на ближнюю, где винчунист имеет преимущество за счет умения бить серии коротких малоамплитудных ударов. При бое вплотную, чтобы помешать ударам, большинство людей инстинктивно пытается бороться – сковать бьющие руки захватом или прижаться к корпусу.

В ситуации взаимного захвата подавляющее преимущество имеют борцы. Их тактика заключается в прихвате передней руки или ноги и переводе противника в партер броском или сваливанием. Большинство людей не способно нанести достаточно сильный удар из положения лежа, т.е. без включения ног и корпуса. Наоборот, тренированный борец может вывести противника из строя, повредив ему связки или задушить до потери сознания. Таким образом, наиболее критичным в перехвате инициативы является момент первого захвата.

Противодействие попыткам захвата построено на трех базовых усилиях:

  • «сдвигании» — изменении угла приложения силы в точке захвата;
  • «выбивании» — разрыве захвата с помощью ударно-рывкового воздействия;
  • «прихвате» — быстром отпускании собственного захвата с переходом на удар той же рукой.

Для того, чтобы «сдвинуть» точку захвата за запястье или одежду на рукаве, достаточно сделать любое движение предплечьем. Но лучше сделать это наружу, т.е. в направлении, при котором противник сам себе перекроет возможность ударить другой рукой. При захвате за плечо или шею важно также сместиться самому с линии возможного удара. При захвате за пальцы необходимо сдвинуть точку захвата немного вверх, выше уровня его плеча. При попытке прохода в ноги или обхвате корпуса, следует контролировать голову противника толчком и (или) воздействием на глаза.

В случае, если противник «тупит» и продолжает удерживать захват в неудобном для себя положении (когда его запястье полностью согнуто), либо его пальцы зацепились за одежду, можно резким движением докрутить его руку, повредив связки предплечья. Пальцы противника при этом следует плотно прижать другой рукой, чтобы захват не был разорван. Нет необходимости выполнять «прием», пытаясь зафиксировать противника болевым контролем. Достаточно просто травмировать его и продолжить атаку ударами.

Одно важное дополнение. Необходимо использовать инерцию хватающего против него самого. Если захват осуществляется только силой кисти, освободится не сложно. Но если противник хватает и сразу же начинает «трепать» (т.н. «цифровое воздействие»), выводя из равновесия рывками и толчками, освобождение становится нетривиальной задачей. Для противодействия такой атаке необходимо научиться компенсировать его рывки и толчки с помощью специальных упражнений, помогающих подключать массу тела для усиления своих действий в нужный момент. Для увеличения чувствительности к рывковым действиям противника используется своеобразный буфер – кусок каната в 20-30 см с двумя узлами на концах, который оба партнера держат одной рукой.

Если вы не борец – самое очевидное – не нужно пытаться бороться. Нужно «выбивать» захваты и сразу же развивать атаку ударами. Выбивание представляет собой вырывание захваченной руки с одновременным ударом по держащей её руке в противоположном направлении. Выбивание отрабатывается в трех положениях: при захвате двух рук внизу (ударом вниз), при захвате двух рук вверху (ударом вверх), при захвате одноименной руки внизу (ударом вниз накрест). Также можно выбивать захват вверх при прихваченных пальцах разноименной руки. Освобожденная рука должна наносить удар без какой-либо задержки, одним движением.

В случае, если выбить захват не удалось, нужно продолжать наносить удары свободной рукой и ногами, а затем повторить выбивание ещё раз.

Сочетание захватов и ударов – наиболее оптимальный метод боя с превосходящим по ТТХ противником. Сковывая руки противника и нанося ему быстрые точные удары, мы как бы сидим в окопе и кидаем в него гранаты, вместо того, чтобы бежать в штыковую атаку. Определенная проблема заключается в скорости перехода от захватов к ударам. Психика человека так устроена, что схватить что-либо получается гораздо быстрее, чем это можно отпустить. Особенно в стрессовой ситуации. Необходимо научиться быстро отпускать захват. Для этого в системе нашего винчун существуют парные упражнения для развития короткого «прихвата» рук с последующим ударом той же рукой, а также упражнения со специальными приспособлениями, имитирующими руки – вышеописанным куском каната и короткой легкой палкой такого же размера. Канат или палку перебрасывают друг другу, как при игре в мяч.

Кратковременность захватов также важна при травмирующем воздействии на суставы руки. Нет необходимости долго выкручивать противнику руку, достаточно сделать короткое рывковое воздействие, чтобы отвлечь внимание, и сразу же нанести удар.

Нужно отметить, что в современном «популярном» винчуне усилия противодействия захватам (сдвигание, выбивание и прихват), превратились в формальные техники (лансао – «рука-замок», паксао «хлопающая рука» и лопсао — «хватающая рука»). Такой подход ограничивает применение этих усилий лишь определенными траекториями. В реальности, «сдвинуть» точку захвата можно любой частью тела (кистью, предплечьем, локтем, плечом, поясницей, ногами), «выбить» захват можно многими способами в разных направлениях (вверх, вниз, внутрь, наружу, вперед, назад), «прихватить» можно снаружи, изнутри, сверху, снизу. По отношению к усилиям техника всегда вторична. Это значит, что нет необходимости разучивать определенную последовательность действий, достаточно научиться генерировать определенные усилия, и «обкатать» их в возможно бОльшем количестве неопределенных ситуаций, каждый раз ориентируясь не на «правильность», а на результат.

И ещё одно дополнение. Включение захватов в практику квайтезо (свободного учебного поединка) коренным образом меняет рисунок боя. Для того, чтобы компенсировать рывковые воздействия, партнер вынужден держать спину прямо, расслаблять плечи и удерживать центр тяжести на одной ноге. Можно сказать, что захваты помогают «собрать позицию», окончательно откорректировать точное положение тела, достичь оптимального сочетания расслабленности и наполненности, то, что китайцы называют «фансун». Если противник дернул за руку, а она вялая – мы просто открываемся для удара. Если рука жесткая – нас ещё и разворачивает навстречу удару всем телом. При соблюдении правильной позиции («на одной ноге, прямо, расслабленно») мы просто свободно шагаем в сторону рывка, без потери равновесия.

«Боевая песня» винчун гласит: «принимай то, что приходит; отпускай то, что уходит; бей когда освободился». Эта пословица полностью описывает принцип сочетания захватов и ударов. При начале захвата – перенаправляй его силу пальцев и инерцию, при рывке – компенсируй и выбивай, при прекращении контакта – сразу наноси удар. В общем, всё просто.

Практическое руководство по медитации.

Слово «медитация» означает «размышление». Более точный термин, описывающий суть происходящего, – «созерцание» (дхьяна). Метод, который используется для активизации этого процесса – «концентрация» (дхарана). Результатом созерцания становится достижение состояния «сосредоточенности» (самадхи). Сосредоточенность ведет к приобретению особого качества сознания – «мудрости» (праджня). Мудрость — это осознавание текущего момента. Существует единая и неделимая реальность, отражающаяся в непрерывном потоке нашего сознания. Этот поток мы субъективно воспринимаем как «я», «душу», «эго» и т.п. Медитация – это инструмент для осознавания своей собственной сущности методом «от противного»: «я – не тело», «я – не эмоция», «я – не мысль». В конце, когда все внутренние концепции «себя» отброшены, сознание становится чистым, а взгляд на всё происходящее вокруг – объективным. Мы начинаем воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле, и это делает нашу жизнь осмысленной.

Прежде чем приступить собственно к практике созерцания, нужно развить концентрацию — «заострить» свое внимание настолько, чтобы оно не рассеивалось хотя бы 10-15 минут. Для этого подойдет любая сидячая поза, в которой комфортно находится в течение одного часа. Объекты для развития концентрации – собственное дыхание и ощущения в теле. Сначала следует сосредоточится на дыхании, точно понимая, что сейчас происходит – вдох или выдох. Затем нужно отказаться от любых попыток повлиять на процесс дыхания: не усиливать, не создавать ритма, не ускорять, не замедлять, не делать его глубоким или поверхностным. Внимание следует за дыханием. Постепенно внимание переходит от наблюдения за процессом дыхания к наблюдению за ощущением дыхания. Воздух входит в нос и горло, порождая ощущение прикосновения воздуха. Сосредотачиваясь на этом ощущении, мы можем вызвать его на любом участке тела, а также внутри тела. Это означает, что концентрация развита достаточно. Теперь можно приступать к созерцанию.

Первый объект для созерцания – это ощущения тела. Мы слышим звуки, видим «картинку», и это порождает внутри тела приятные или неприятные ощущения. К приятным ощущением мы стремимся, неприятных – пытаемся избежать. Следует просто наблюдать ощущения как ощущения, не оценивая их, и не пытаясь их изменить или удержать. Ощущения непостоянны, они появляются и исчезают. Любое ощущение может быть разложено на составляющие. Под сильными болевыми ощущениями скрываются приятные слабые.

Второй объект для созерцания – эмоции. Быть без эмоциональным – значит быть мертвым. Страх, печаль, радость, ярость и задумчивость – это нормальное поведение человека. Проблема возникает тогда, когда эмоции управляют нами. Например, многие часто продолжают испытывать злость даже тогда, когда ситуация уже поменялась, и «раздражителя» уже нет рядом. Пытаться контролировать свои эмоции бессмысленно. Надо просто воспринимать эмоции как ощущения, и также наблюдать их, не пытаясь что-либо изменить. Чрезмерные эмоции вызывают напряжения в теле, поэтому, чтобы их немного успокоить, достаточно просто расслабиться (особенно лицо и живот).

Третий объект для созерцания – мысли. Невозможно остановить поток мыслей. Всё, что мы можем, – осознать связь между мыслями, вызываемыми ими ощущениями в теле и нашей эмоциональной реакцией. У большинства людей по умолчанию отсутствует способность различать объективную реальность и реальность внутреннюю, субъективную. Поэтому и реальные события и наши мысли об этих событиях вызывают у нас одни и те же ощущения, одни и те же эмоции. Когда приходят мысли, следует просто относится к ним, как к фоновому шуму, не пытаясь их прервать, а просто не обращая на них внимание. Тогда бег мыслей замедляется, а затем и совсем останавливается. Мы испытываем чистое осознавание.

Идея буддизма может быть выражена двумя фразами: «не делай другим то, что не желаешь себе» и «останови свой ум». Мысль вызывает ощущение, ощущение вызывает эмоцию, эмоция заставляет действовать. Без управления своим сознанием нет добродетели. Не нужно стремиться стать кем-то другим, надо просто понять, как работает наш ум. Для этого достаточно часа медитации утром и вечером. Лучший стимул для медитации – чувство спокойствия и доброжелательности, которое делает нашу жизнь по настоящему счастливой.

Итак, вот алгоритм действий для начала практики медитации:

  1. Соблюдать режим сна и отдыха. Вставать в 6.00, ложиться в 22.00. После обеда отдыхать 20 минут.
  2. Не принимать пищу после 18.00.
  3. Сидеть ничего не делая полчаса после пробуждения и полчаса перед сном. Подойдет любая удобная поза.
  4. Во время сидения осознавать процесс дыхания. Точно понимать, что сейчас происходит – вдох или выдох.
  5. Успокоить дыхание. Выдохнуть и подождать, когда тело само вдохнет; затем – подождать, когда тело само выдохнет.
  6. От ритма дыхания – к ощущению дыхания. Осознать прикосновение воздуха к ноздрям и верхней губе. Возникают тонкие ощущения на поверхности кожи.
  7. Сосредоточить внимание на макушке. Возникают тонкие ощущения на поверхности кожи.
  8. Исследовать поверхность всего тела сверху вниз и снизу вверх:

Найти места с болевыми ощущениями. Просто наблюдать, не пытаясь что-то изменить.

Найти «пустые места» (без ощущений). Просто наблюдать, не пытаясь вызвать ощущения.

  1. Исследовать всё тело изнутри сверху вниз и снизу вверх:

Найти места с болевыми ощущениями. Просто наблюдать, не пытаясь что-то изменить.

Найти «пустые места» (без ощущений). Просто наблюдать, не пытаясь вызвать ощущения.

  1. В момент спонтанно проявляющихся эмоциональных отклонений (страх, печаль, радость, ярость, задумчивость), исследовать места возникновения напряжения, особенно диафрагму и глаза.
  2. Перемещать сознание из макушки в низ тела и обратно одним единым потоком. При возникновении отвлекающих мыслей – возвращаться к потоку.
  3. Сидеть ничего не делая час после пробуждения и час перед сном.