Во вьетнамской традиции существует такое понятие «võ thuật» («боевое искусство»). Смысл его несколько отличается от аналогичного европейского «martial art» и более близок к понятию «martial magic» («боевые фокусы»). Наиболее точно значение термина «võ thuật» можно выразить формулой «демонстрация силы для достижения успеха». 99% винчуна, который можно увидеть на просторах интернета – это именно «võ thuật». Амбициозные демонстрации неработающих, неэффективных, а порой – откровенно глупых действий, выдаваемых за винчун, в глазах неискушенного зрителя выглядят весьма реалистично. Когда же выясняется, что эти чудесные приемы в реале «не работают», причиной провала объявляется винчун как таковой. Так как же отличить кошерных винчунистов от узурпировавших это название любителей «боевого досуга»? Для этого нужно внимательно посмотреть на то, что и как они демонстрируют, а в особенности – на то, как действуют их оппоненты. Для простоты выполняющего технику будем называть ведущим, а его партнера – ведомым. Вот несколько признаков того, что перед вами обман со стороны ведущего:
- Нереалистичные удары ведущего. «Пятнашки» вместо ударов, удары останавливаются перед целью, либо идут просто в пространство перед собой, без привязки к каким-либо конкретным целям.
- Ускорение. Ведущий делает несколько действий в ответ на одно действие партнера. Если скорость будет одинакова, в один момент времени каждый из партнеров может сделать только одно действие.
- Сложно-координированные действия (смена направления при переходе от защиты к атаке). На малой скорости движения в разных плоскостях (поперечное и продольное усилия) прекрасно сочетаются, но при малейшем ускорении координация нарушается. Например, невозможно после отклоняющего в сторону «блока» сделать удар той же рукой.
- Отвлечение. Ведущий делает паузы между своими действиями (часто вставляя комментарии для «объяснения»), принуждая ведомого останавливаться и ждать дальнейших действий, вместо своевременного реагирования на них.
- «Запугивание» партнера. Ведущий наносит (якобы случайно) поражающие удары, вынуждая ведомого действовать по заранее задуманному сценарию, принимая на себя роль жертвы. После того, как «роль» выучена, возможны различные трюки с «нокаутом легким касанием» или «бесконтактом». Часто для этого используются партнеры, значительно уступающие ведущему по ТТХ.
А вот несколько признаков неосознанного «подыгрывания» со стороны ведомого:
- «Подача». Одиночная атака (удар или захват) с последующей остановкой. Приучает добровольно отдавать инициативу.
- «Ожидание подачи». Пауза во время циклично организованных действий (пунсао, лопсао и т.п. «дриллсов»). Приводит к обучению задержке между собственными действиями, сдаче инициативы.
- Чрезмерность реагирование (реакция на касания, как на повреждения). Например, при ударе в корпус – сгибание; при ударах в голову – отворачивание; попытки защититься от всех ударов, вместо контратаки и т.д.
- Добровольная потеря равновесия (разновидность предыдущей ошибки). Вместо того, чтобы просто шагнуть в сторону потери равновесия, ведомый понижает центр тяжести, или вообще ложится на пол.
Соответственно, «правильный винчун», выглядит так:
- Удары ведущего реалистичны, но не травмирующие (сброс конструкции удара происходит внутри точки контакта);
- Скорость действий ведущего адекватна скорости ведомого (при медленных действиях она медленная, при быстрых – быстрая);
- На каждое действие ведомого ведущий совершает одно действие (нет техник, состоящих из нескольких движений);
- Ведущий разделяет объяснения и демонстрацию (сначала показал, потом объяснил);
- Вместо избиения партнера, ведущий медленно «проталкивает» свои удары, демонстрируя достаточность поражающего эффекта;
- Отсутствуют циклически повторяющиеся упражнения («дриллсы»), все эти «паксао», «чисао», «лопсао» и т.п. в которых тренирующиеся поочередно меняются ролями после каждого движения. Вместо этого, есть четко распределение ролей атакующего и контратакующего;
- Партнер не отыгрывает роль «мальчика для битья», отворачиваясь от воображаемых ударов и падая от малейшего толчка, а постоянно стремится вернуть инициативу;
- Как правило, «демонстраторы» должны быть одного роста, веса, физического состояния и умственного развития.