Пять элементов винчун: слушание.

Слушание – это не сбор информации для прогнозирования событий, а физическое усилие, для определения необходимых изменений направления собственных действий. Слушание подобно действию эхолота летучей мыши, посылающей сигнал и считывающей его отражение для изменения направления полета.

Также, как первые три элемента (направленность внимания, движение с укоренением, выведение усилия вдоль оси противника), слушание постоянно, непрерывно и всегда качественно одинаковое. Оно основано на быстром переходе от инь к ян (и наоборот). Это не философская концепция или какой-то абстрактный совет действовать быстрее. Это прямое указание на способ взаимодействия с противником во всех возможных ситуациях: при пропущенном ударе, при нанесении удара, при легком контакте, при давлении противника, при захватах, сталкивании и т.д. Конкретное усилие в каждой ситуации может отличатся, но способ взаимодействия всегда одинаковый. Он заключен в древнем чэнюе про «чаншанскую змею»: «Если её ударить по голове, она ударит хвостом; если ударить по хвосту – ударит головой; если ударить посередине – ударит и головой, и хвостом». Это означает, что любое воздействие противника должно тут же возвращаться к нему через им же наведенный «мост», прямо вдоль его усилия, но в обратном направлении. Вдоль усилия, но не поперек и не навстречу ему! Это похоже на принцип перетекания друг в друга инь и ян на знаке «великого предела». При легком контакте это ощущается как легкое натягивание кожи в точке контакта. При силовом давлении или захвате – как «прокручивание» усилия прямо внутри точки приложения усилия. При приеме ударов – как встречное «срезание» усилия в точке контакта с одновременным опустошением половины тела (сменой опоры своей оси).

Понять правильное «усилие слушания» даже при тренировке «рука в руку» довольно сложно. Это происходит потому, что изменение направления этого усилия из правильного на ошибочное происходит очень быстро. Достаточно просто действовать автоматически, и инстинкт самосохранения заставляет вместо продольного усилия включать поперечное («гоняться за руками»), а вместо действия всем телом одновременно, реагировать только локально, в точке контакта.

Вот несколько подсказок, которые могут помочь адаптировать свои действия в соответствии с теорией «перетекания инь в ян»:

  • если вас толкают в плечо с акцентом наружу (как при чоудан), ваше встречное усилие пойдет вдоль грудной мышцы его бьющей руки в направлении его шеи;
  • если вас толкают сбоку в плечо (поперечное усилие, направленное в ось), встречное усилие идет вдоль грудной мышцы его бьющей руки в направлении от его шеи;
  • если вас толкают в центр груди (фронтальное воздействие на ось), ваше встречное усилие идет снизу в его ось, с одновременным понижением центра тяжести;
  • если вас толкают в живот горизонтально, действуйте, как в предыдущем случае;
  • если вас тянут за обе руки, действуйте как в предыдущем случае;
  • если вас тянут за одну руку, действуйте вдоль его руки по направлении его шеи, но с шагом в направлении рывка и одновременным понижением центра тяжести.

Возможных положений огромное количество и в каждом конкретном случае траектория немного отличается, важно понять принцип действия. Как только вы перестаете воздействовать на ось противника, даже самым легким касанием, он тут же воздействует на вас.

Существует три возможных ситуации, в которых проявляется ваш навык слушания:

  1. Статичный противник (прижат к стене, не понижает центр тяжести). Это идеальный вариант, так как вы можете заранее оценить его положение и заставить реагировать («гоняться за руками») именно так, как вам выгодно. Инициатива атаки уже находится на вашей стороне. Достаточно его ударить и этим заставить защищаться уходом или блокированием, заранее запланировав «перенос огня» под удобным для вас углом. Это ситуация переигрывания, «фехтования».
  2. Двигающийся противник (сближается и активно обходит с флангов). Инициатива уже не только у вас, или она может быть очень быстро потеряна. Тут важно спровоцировать противника на заранее подготовленную атаку. Например, сближением вызвать его атаку прямым ударом и ударить под его бьющую руку. Или ударом между его рук заставить их свести ближе к центру, чтобы открыть его фланг (шагнуть за его переднюю ногу). Важно точно понимать, в каком положении он окажется в следующее мгновение. Это ситуация провоцирования, подготовка своей «коронки».
  3. Ситуация предварительного контакта. Самая популярная среди винчунистов, хотя и наименее вероятная. В реальности, противник на этой дистанции клинчует с ударами головой и коленями, хватает за одежду и «треплет», делает проход к поясу или ногам для выведения из равновесия. Это не очень похоже на «чисао», но всё же это наиболее комфортное положение для начала атаки, т.к. весь инструментарий винчун рассчитан именно на эту дистанцию. Ключевым элементом на этой дистанции является опускание центра тяжести и укоренение. При плотном контакте, «слушает» (т.е. действует и меняет направление движения в соответствии с полученными сигналами) всё тело.

Таким образом, на тренировке необходимо от реактивных действий (определения бьющей руки, направления наклона тела, переноса веса, смещения, опорной ноги) постепенно переходить к активным (активному действию на ось и постоянному изменению угла этого воздействия в зависимости от встречного сопротивления). Если предыдущие три элемента недостаточно прокачаны, то сделать это будет сложно. Укоренение генерирует усилие одновременно с его выдачей, слушание позволяет обойти препятствия, а внимание дает возможность довести этот единый навык до приемлемого уровня.

Пять элементов винчун: усилие.

Если «дух живой и спокойный» (концентрация внимания устойчивая, а само внимание расширено), «корень силен» (есть способность генерировать намного бóльшую, чем противник силу), наступает момент, чтобы понять, что же надо делать, как действовать? Тактика винчун – это быстрое сближение и короткий удар. Вспомогательные действия – толчки и рывки. Для достижения поражающего эффекта, все действия выполняются с определенным (достаточным) усилием.

В винчун существует только одно правильное усилие – целостное, короткое, направленное в ось противника. Оно может отличаться качественно (поверхностное или глубокое, легкое или наполненное, длительное или кратковременное) или по направлению (вверх, вниз, внутрь, наружу или назад), но намерение при этом всегда сконцентрировано не на собственных действиях, не на точке контакта, а на том, участке оси противника, в который в данный направлено действие. Например, подсекая переднюю (незагруженную) ногу, намерение направлено на физический центр тяжести (позвоночник на уровне живота), а делая подсечку опорной (задней) ноги, усилие направляется в опорную пятку; толкая сбоку, намерение направляют в макушку, а делая рывок за руку, намерение направлено в затылок. В любом случае, усилие совершает все тело одновременно, а не только руки или ноги.

Существует общепринятое заблуждение, что вращение вокруг своей оси во время одновременной атаки и защиты второй рукой (т.н. «танда», «ганда», «лапда» и т.п.) служит источником силы в винчун, «разряжает её». Также очень популярна идея, что для выдачи усилия необходимо «выбрасывать предплечье», ограничивая движение в плече.

Вращение корпусом в момент удара и вытягивание руки – это верный способ сбить собственный «прицел». При повороте корпуса, возникает необходимость учитывать горизонтальную «поправку» на угол вращения. При вытягивании руки, «поправку» на дистанцию контакта. И это ещё до контакта с точкой приложения усилия!

На самом деле, для практического применения, нет абсолютно никакой разницы, по какой траектории движутся руки. Более важно, куда направлено усилие воздействия в точке контакта. Из одного и того же положения в точке контакта усилие может быть направленно под любым углом, при условии, что воздействие направлено на ось. Например, атакуя шею внешним ребром ладони в области сосцевидной мышцы, можно направить усилие вверх (растягивая её), вниз («складывая» голову), скручивая голову вперед от себя, цепляя пальцами рывком к себе, или используя для опоры при толчке локтем под подбородок.

Идея винчун состоит в том, что, когда вы поражаете ось противника, становится не важно, какие действия он совершает. Эту мысль трудно принять ментально, но она очень доходчиво может быть передана практически. Когда я воздействую на ось противника через точку контакта на внешней стороне его руки, его естественной и единственно приемлемой реакцией будет создать встречное сопротивление моей атакующей руке. В этот момент он автоматически перестает меня бить! Мое намерение направлено в его ось, а его – от своей оси наружу (и мимо моей оси).

Главная задача – донести свое усилие до нужной точки на оси противника без потерь. Поэтому первоначальный контакт с руками противника должен быть максимально легким, но при этом направленным в его ось. В этом истинный смысл всей массы упражнений, которые совершаются в положении со скрещенными руками. Не создать препятствие перед собой, а проникнуть свозь него!

Обе ваши руки создают конусообразную структуру, направленную либо прямо вперед, либо чуть вниз (если противник ниже), либо чуть вверх (если противник выше). Но эта «структура» настолько легкая и мягкая, что противник ощущает не вашу силу, а только лишь ваше намерение. Это достигается не за счет сбрасывания усилия, а за счет двух одновременных действий: ваши руки скользят вокруг точки контакта, а нижняя часть тела одновременно с этим двигается вперед. Такая одновременность действий – и есть особенность винчун, отличающая его от всех других стилей. Это т.н. «змеиное усилие» (蛇像蠕動). «Обкатывание» позволяет проникнуть сквозь сопротивление противника и одновременно отвлечь его от собственной атаки. Если обкатывание не получается (противник мягкий и нейтральный), его «раскачивают» короткими толчками и рывками. В любом случае, внимание никогда не должно застревать в точке контакта (нельзя «гоняться за руками»).

Базовое упражнение, которое обучает выведению усилия в ось (на любом её участке – от пятки до затылка), называется gan tự do. Оно состоит из сверхмедленного одновременного давления в ось партнера по свободным траекториям. Может выполняться одной или двумя руками. В начале усилие не очень большое и допустимо использовать вес тела. Со временем усилие должно быть максимальным, а использование веса тела полностью исключено. Оба качества – проникновение сквозь точку контакта в ось партнера и отталкивание от его усилия, с целью избегания проникновения его усилия, должны быть уравновешены. Это возможно за счет значительного сокращения амплитуды движения, вплоть до движения только лишь пальцами. Затем, усилие постепенно снова уменьшается и становится легким, но его краткость и наполненность сохраняются. Это называется «прятать силу». При контакте практикующий абсолютно расслаблен, но у партнера есть ощущение, что ему постоянно мешают начать любое действие. Теперь можно добавить к этому «обкатыванию» змеиное «проскальзывание» тела вперед. Это и есть тот самый единственно «правильный винчун», о котором столько лет твердили большевики который схематически выражен в «библии винчун» — форме «малая тренировка».