Постановка индивидуальной задачи в квайтезо.

Во время занятий часто приходится слышать от студентов, выполняющих квайтезо, – «у меня не получается!», «что делать?!». Когда, что-то «не получается» – это норма для начинающего. Ученик для этого и тренируется, чтобы научиться чему-то, чего он не умел раньше. Правильная постановка вопроса будет такой: «я выполняю задачу или нет?» Если нет, то почему, что этому мешает? Это конструктивный подход.

Смысл в том, чтобы постоянно выполнять задачу, и делать это всё лучше и лучше. Для этого нужно точно определить критерий успешности. Создать обратную связь с процессом. Что это значит? Допустим, я делаю десять попыток нанести один определенный удар. Из них успешными были только две. Затем три, четыре, пять. И, наконец, все десять попыток достигли своей цели. Так «протягивается» техника. Или другой случай. Задача – сохранять расслабленное вертикальное положение тела и вес на одной ноге («на одной ноге, прямо, расслабленно»). Что бы не происходило, нужно выдержать это состояние минуту. Потом две, три пять и т.д. Так «протягиваются» качества. Работая с более продвинутым партнером, работают над качествами, с менее подготовленными – над техникой.

Как правило, что-либо «не получается» в состоянии стресса, когда психическое утомление приводит к невозможности сконцентрироваться на поставленной задаче. Нужно научиться расслабляться, делать микропаузы, сбрасывать накопившееся напряжение. Это несколько секунд, включаемые в ритм выполнения любого упражнения, постоянно «подзаряжают батарейку», что позволяет непрерывно сохранять внимание на выполняемой задаче. Особенно это касается квайтезо.

Квайтезо с постоянным партнером позволяет точно определить свой уровень обучения. Дело в том, что неподготовленному человеку адекватно оценить себя очень сложно. Оценка всегда будет эмоциональной. В этом случае «считает удары» и «засекает время» партнер. Обязательно, при этом, озвучивая результаты своих «измерений».

Мы так устроены, что «в своем глазу бревна не видим». Зато у партнера все ошибки – как на ладони. Но не пытайтесь ему об этом сказать! Как правило, это вызывает только негативную реакцию. Или хуже того – чувство ущербности. Как говорится, «не учите меня жить, лучше помогите материально!». Не нужно объяснять партнеру, где он неправ. Надо создать условия, при которых он сможет сделать правильно.

  • напирает, загружая переднюю ногу – подсеките её (даже намек на потерю равновесия заставит партнера опустошить переднюю ногу);
  • работает одной рукой – прихватите её и бейте другой;
  • наклоняется вперед – толкните его ладонью в лоб;
  • отклоняется назад – бейте ему под руку;
  • раскачивается корпусом из стороны в сторону – делайте боковые ладонями навстречу раскачке.

В любом случае, ваши действия должны быть направлены не на выигрыш, а на изменение действий партнера. Когда он совершает тактические ошибки, нужно ограничить его арсенал определенными действиями.

  • пытается резко разорвать дистанцию после удачного попадания – предложите делать повторные удары той же рукой;
  • напрягает руки, пытаясь защититься от всех ударов, даже воображаемых, — предложите ему приблизиться к точке контакта руками и работать всем телом, например, встав на скамейки вплотную;
  • увлекается ударами, постоянно доминируя и пренебрегая защитой, — предложите ему работать медленно, одной рукой против двух, от пропущенного удара;
  • часто зависает на одном месте – сталкивайте его в руки, принуждая менять позицию.

Может показаться, что ставя задачи другому человеку, мы впустую тратим время, деградируем. На самом деле, всё наоборот. Мы автоматически приобретаем способность к объективной оценке собственных действий. И, что самое главное, — умение ставить задачи себе самому. Обращая все «рецепты» и «советы» к себе, мы выходим на другой уровень развития, который традиционно называют «пониманием». Как говорится, «истинное умение трудно получить, трудно понять, легко потерять».

Расслабление – основа практики винчун.

Жизнь – это пульсация материи. Расширение всегда сменяется сжатием, наполнение – опустошением, вдох – выдохом. Что будет, если человек станет только вдыхать, набирать, накапливать? Он лопнет. Это справедливо и для занятий внутренней работой, и для практики винчун. Очевидно, что для поддержания баланса, активная и пассивная фазы любого процесса должны соответствовать друг другу по интенсивности, уравновешивать всю систему. Без этого невозможно достичь стабильного результата (или «окончательного успеха», что бы это ни значило).
Хотелось бы остановиться на одном важном аспекте тренировки, понимание которого существенно меняет вектор индивидуальной практики в правильном направлении.
Базовым умением для практики винчун можно считать умение расслабляться.
В традиционных системах китайского боевого искусства существует два понятия, не имеющие аналогов в западной культуре. Это термины «мягкость» (кит. 柔, вьет. mềm) и «расслабление» (кит. 放松, вьет. thư giãn). Мягкость – это не инертность. Быть мягким — значит не создавая сопротивления, «принимать то, что приходит». А способ, которым приобретается это качество – расслабление. Расслабление – это не слабость. Расслабляться – значит «отпускать то, что уходит». «Расслабься!» – это не дружеский совет, а прямое указание на то, что необходимо делать ежедневно. Это тонкое ощущение «отпускания», при котором расслабляются мышцы, а тело приходит в состояние «живого» равновесия.
Чтобы понять о чем речь, можно провести простой эксперимент. Встать прямо, расслабив все тело в естественном положении.

  • Потянитесь вверх, а затем отпустите тело и оно естественно придет в исходное комфортное положение. В момент расслабления, замечайте, как наполняется нижняя часть тела (живот, поясница, ноги).
  • Слегка присядьте, дождитесь появления напряжения в ногах, а затем отпустите это напряжение и восстановите удобную естественную позу. Замечайте, как проходит чувство неудобства в ногах.
  • Перенесите вес на носки, остановившись в положении «остановленного падения вперед» и посмотрите вниз. Почувствуйте напряжение в шее, спине и на задней поверхности ног. Затем вернитесь в нейтральное положение и ощутите чувство «стекания» вниз, по задней поверхности тела.
  • Перенесите вес на пятки и посмотрите вверх. Почувствуйте натяжение мышц шеи, брюшного пресса и пальцев ног. Затем вернитесь в исходное положение и сосредоточьтесь на ощущении «наполнения» живота.
  • Наклонитесь всем телом вправо (влево) и посмотрите вниз в сторону, затем «отпустите» себя, и вернетесь в исходное положение.
  • Наклонитесь всем телом вправо (влево) и посмотрите вверх в сторону, затем «отпустите» себя, и вернетесь в исходное положение.
  • Повернитесь всем телом вправо (влево) и посмотрите назад, затем «отпустите» себя, и вернетесь в исходное положение.
  • Стоя в нейтральном положении наблюдайте за дыханием. Если вы вдохнули – подождите, когда воздух сам выйдет наружу. Если выдохнули – подождите, пока воздух сам не войдет внутрь. Если вы стоите неподвижно, движения диафрагмы трансформируются в колебательные движения тела вперед-назад. Не нужно им препятствовать.

Сам процесс «возвращения» в комфортное состояние и есть практика расслабления. Необходимо постепенно включать её в процесс тренировки любого упражнения. Сокращать растянутое, расслаблять напряженное, отпускать наполненное. Это не только приятно, но и позволяет сохранять «жизненный тонус». Что бы это ни значило.