Общий порядок изучения винчун прост: «от простого к сложному, от общего к частному». Но в практическом смысле, существует точный алгоритм действий, при котором изучаемые навыки выстраиваются в последовательную цепь умений:
Сначала нужно научиться непрерывно удерживать очень легкое поступательное движение во время выполнения вращения рук (quay tay).
Затем постоянное «стекание» вниз и вперед во время выполнения упражнения на прием толчков в тело (chấn đòn).
После этого научиться непрерывно выводить усилие в ось партнера во время упражнений на развитие выдачи усилия (phát sừc).
Следующее – развить усилие слушания для одновременного занимания усилия (nã) и проникновения сквозь усилие (phát).
И только после этого можно приступать к изучению техники (pháp).
Техника – это действия по контролю действий противника за счет захвата его пространства, баланса и инициативы. Каждый технический прием — это единое действие, включающее в себя выведение из равновесия, удар и сближение. Все эти элементы объединяет одно общее качество – направленность на центральную ось противника (проекция его центра тяжести из макушки в центр опорной стопы).
Различие между приемами обусловлено положением, в котором возник контакт с руками, ногами или телом противника. Оно возникает случайным образом и не может быть спрогнозировано. В зависимости от возникшей ситуации, «опорной точкой» для приложения усилия на центральной оси противника может быть седьмой шейный позвонок, пояснично-крестцовый переход и пятка опорной ноги изнутри.
При воздействии, направленном сквозь тело в область точки «большой позвонок» (大椎), противник не может включить мышцы шеи (сосцевидные, трапециевидные), что одновременно лишает его возможности включить их синергисты – мышцы груди, живота и спины. Например, при запрокидывании, наклоне или повороте головы, его возможность действовать очень ограничена. Прежде чем восстановить вертикальное положение корпуса, возникает необходимость сначала восстановить вертикальное положение шеи.
При воздействии на тело, с опорой на область точки «врата жизненности» (命門), противник лишается возможности включить мышцы ягодиц и подвздошные мышцы, а вместе с ними – длинные мышцы спины. Его ноги действуют как бы сами по себе, без связи с телом. Человек инстинктивно разгибает ноги и его слегка подбрасывает вверх. На этом основан трюк тайцзицюаня когда партнера по туйшоу заставляют подпрыгивать и падать.
При воздействии на тело с опорой на точку «морское сияние» (照海), противник лишается возможности опираться на пальцы этой ноги и теряет равновесие в направлении пятки и немного в сторону. Не имея надежной опоры, он теряет силу во всем теле. Из всех видов воздействия на «центральную ось» противника, самым важным является умение «поставить противника на пятку». Это стилевая особенность оригинального стиля винчун и его главное скрытое оружие. В современных системах винчун, которые позаимствовали метод «длинного моста» из других стилей, такое положение встречается очень редко.
Все технические элементы собраны в форме «108 методов». Это внешне очень простые движения, но все попытки их использовать без внутреннего понимания, просто как приемы, обречены на провал. Секрет «108 методов» состоит в том, что это не отдельные техники из «блоков», «ударов», «заломов» и т.п., а представленные в сжатом виде методы воздействия на ось противника под разными углами. То, что сейчас принято называть «разрушением структуры». Некоторые движения состоят более чем из двух компонентов. Но это не последовательность действий, а варианты их изменений в соответствии с реакцией противника.
Сначала изучается полная последовательность движений «108 методов» на манекене. Манекен тут выполняет такую же роль, как и в китайских направлениях винчун. Затем каждое движение выполняют медленно, с выведением усилия в ось манекена, заставляя его отклоняться вперед или назад. Вьетнамский манекен весит около трех масс практикующего и выполняет роль своеобразной «штанги» для прокачки усилий тренирующегося одинаково эффективно под любым углом (даже из неудобного положения). Часть движений «108 методов» не может быть выполнена на манекене из-за того, что его «руки» недостаточно подвижны, но для каждого из «108 методов» существует отдельное упражнение с партнером. Способы отработки техники «108 методов» меняются в зависимости от прогресса практикующего. Сначала способы воздействия более «явные», силовые. Затем постепенно они становятся всё более легкими, вплоть до работы «пустыми руками», при которой исполняющий может воздействовать на «три корня» партнера, а тот в ответ не может «прослушать» ось и использовать контакт для проведения своей силы.
Когда будет освоена способность играть партнером как деревянной «чебурашкой», можно использовать эти же траектории для нанесения ударов. Используя концепцию «захвата пространства», мы заставляем противника терять равновесие и инициативу. Если он сопротивляется – его просто бьют по тем же линиям, по которым шло усилие воздействия-слушания.
И наоборот. В случае недостаточности поражения ударами, руки не возвращаются назад, а продолжают слушать вектора действий противника и источники генерации его усилий, одновременно воздействуя на центр его массы. Техника – это избегание прямого столкновения с силой противника с одновременным воздействием на его «командный пункт».
Существует одна простая идея, выраженная пословицей «принцип реализуется в приеме». Это значит, что единственное, что необходимо тренировать – это то действие, которое мы собираемся использовать. Все остальные элементы подготовки вторичны по сравнению с этим. Слабым местом современного винчун является обилие методов тренировки, напрямую не относящихся к бою. Тренируя методы винчун можно достичь очень многого. В том числе, не имеющего ничего общего с рукопашным боем или самозащитой. Но если не видеть ясно прикладную сущность винчун, невозможно понять его изначальный смысл, логику действий. Не имея силы невозможно от нее отказаться. И наоборот. Осознавая свои возможности по причинению вреда другим людям, станут понятны не только границы этих возможностей, но и ценность гуманного отношения друг к другу.