Что такое цигун?

Общепринятое значение термина «ци» — «жизненная энергия». На самом деле, никакой ци в природе не существует. Это типичная номинализация[1] – т.е. процесс, описанный как явление.

Наше сознание так устроено, что персонализирует всё непонятное. Это похоже на то, как ребенок проецирует свой собственный инстинктивный страх темноты на воображаемого «бабайку». Существуют различные процессы «энергообмена» (обмена веществ внутри тела, переход вещества в газообразное-жидкое-твердое состояние и т.д.). Древние китайцы назвали эти объективно наблюдаемые процессы изменений словом «ци» (氣 – «пар над рисом»). Идея о том, что человеческое тело функционирует благодаря «пару» появилась, вероятно, от наблюдений за обезглавливанием. Когда человек находится в стрессовом состоянии, адреналин «вспенивает» его кровь, она увеличивается в объеме и её давление повышается. Поэтому кровь из шеи бьет фонтаном. Из шеи обезглавленного торчали какие-то непонятные трубки (для воды и пищи, воздуха, крови) и китайцы решили, что все они выполняют одинаковую функцию – доставлять жизненный «пар» к органам и мышцам. Отсюда берет начало теория «энергетических каналов». Со временем ошибочное упрощение было исправлено, но идея о «меридианах и точках» уже стало частью мировоззрения.

Во все времена люди стремились жить долго и счастливо, а в идеале – вообще никогда не умирать. Было замечено, что народы, живущие в горах, более выносливы и живут несколько дольше, чем те, кто проживает на равнине. Выяснилось также, что более разреженный воздух (недостаток кислорода) и постоянная привычная физическая нагрузка, связанная с подъемами-спусками, заставляют организм «наращивать» дополнительные кровеносные сосуды для снабжения мышц и внутренних органов «энергией ци». Естественно, особо продвинутые умы попытались смоделировать «горную жизнь», делая упражнения на задержку дыхания и «накачку» мышц кровью. Наблюдения за природными «долгожителями» (черепахами, журавлями, жабами) породило множество различных методик «продления жизни». Одним из таких способов стала имитация «зимней спячки» (анабиоза). При некоторой врожденной предрасположенности, этот метод вызывал у практикующего искусственный летаргический сон, при котором все обменные процессы замедлялись и человек «консервировался» в текущем состоянии на заранее определенный срок. Но жизнь в таком «вегетативном» состоянии вряд ли можно было назвать полноценной. В полном смысле слова «живут» только дети. Тогда появилась новая идея – повернут «течение жизни» вспять, уподобиться ребенку. В буквальном смысле – вести себя беззаботно, не беспокоиться о завтрашнем дне, «развязать все узлы», «меньше читать, больше думать» и т.д. Возникли своеобразные сообщества «людей-паразитов» (монахи-попрошайки, пьяницы-поэты-философы, алхимики-геоманты и т.д.), которые практиковали «естественность» во всем, называя это «путем» («дао»). Следующим шагом на пути «взросления» древних китайцев оказалось осознание того факта, что живет не только тело, но и «дух» (сознание). Тело с возрастом неизбежно дряхлеет, а дух только крепнет. Если невозможно достичь бессмертности тела, тогда надо выделить из него «бессмертный дух». Именно сознательность оказалось заветным «ключом», открывающим все жизненные смыслы. Строго говоря, человек — это его мозг. Если мозг хорошо снабжается кровью, все функции тела работают точнее, человек чаще принимает верные решения, меньше склонен к эмоциональным реакциям и стрессам. Возник вопрос — как эту сознательность развить? Медленно и постепенно, шаг за шагом «освещая» себя своим сознанием? Или сразу, путем т.с. внезапного озарения, «понимания себя» (как в чань, адвайте, тантре)? Путем проб и ошибок, выяснилось, что более безопасный для психики путь — это «постоянное постепенное наращивание усилий». Так меньше вероятность, что в процессе «просветления» у практикующего «сорвет кукушку».[2]

«Постепенное просветление» в некоторой степени гарантирует естественный «бесшовный» переход к принятию идей об иллюзорности нашей личности (т.е. самого «осознающего») и единстве всех «живых существ». Что характерно, большинство практикующих постепенное повышение сознательности даже не заметили самого момента своего «просветления».

Каждый человек в своей жизни испытывает опыт «растождетвления» с собственным телом, с ощущениями, эмоциями, мыслями. Например, можно смотреть «через глаза», как бы «из головы», одновременно осознавая и объект, на который направлен взгляд и самого «смотрящего». Или идти по улице, осознавая контакт подошвы ног с землей (как по льду), что позволяет не только сохранять равновесие управляя инерцией движения, но и осознать свое тело как самостоятельный объект. Собственно говоря, это т.н. «выделение наблюдателя» и является точкой перехода ребенка во взрослую жизнь. В процессе практики также выяснилось, что наиболее эффективный метод повышения сознательности – наблюдение за процессом своего естественного дыхания. Дыхание – единственная функция организма, которая полностью поддается сознательному контролю[3].

Особенно яркий эффект «растождествления» проявляется в пограничных состояниях между сном и бодрствованием – в моменты пробуждения и засыпания. Недостаток кислорода и полное физическое расслабление дают возможность «вспомнить» состояние, которое человек испытывал в утробе матери. Это т.н. «зародышевое дыхание». Практикующий пребывает в блаженном «недеянии», особом состоянии эйфории, связанном с выделением естественных наркотиков – эндорфинов (эндогенных морфинов).

Любовь, творчество, слава, власть — любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови. Это та «морковка», за которой всю жизнь гонится наше «внутреннее животное». Если появляется возможность овладеть этой «прелестью» не прилагая особых усилий, человек с низким уровнем сознательности становится не в состоянии удержать себя от погружения в «благодать». Он мог бы действовать так же, как обычный наркоман, – повышая дозу, но к счастью, в этой системе существует встроенный «предохранитель» — гормоны вырабатываются не постоянно, а с определенной цикличностью.

Однажды «включив» это умение, бросить его уже очень трудно, так же, как и обычные наркотики. Как и любой наркоман, который сидит на «системе», он как бы «консервируется» в определенном состоянии (менее подвержен стрессам), что положительно сказывается на продолжительности его жизни.

К сожалению, без внешнего контроля (под руководством опытного наставника), на этом пути очень легко потеряться. Кроме того, «соскочить» с этой системы можно только на более мощные наркотики – химические. Поскольку это состояние «беспредельного кайфа» аналогично тому, которое испытывает ребенок в утробе матери, этот процесс стали называть «пестованием прежденебесной ци» или «взращиванием жизненности».

Наиболее распространенное название дыхательных практик, встречающееся в древнекитайских медицинских трактатах – яншэн («питание жизненностью»). Термин «цигун» («наработка ци») появился 1950-х годах как попытка китайского государства контролировать всех занимающихся чем то «внутренним», просто дав этому явлению единое определение. Так появились «медицинский цигун», «философский цигун», «боевой цигун» и т.д. На самом деле, и цели, и методы их достижения, в различных системах «внутренней работы» имеют между собой мало общего.

Во вьетнамской традиции существуют аналогичные китайским понятиям «цигун» и «яншэн», термины – «кхиконг» (khí công) и «зыонгшинь» (dưỡng sinh). Цель занятий зыонгшинь – снятие внутренних зажимов (cường). Цель наработки кхиконг – повышение функциональной выносливости путем тренировки кровеносной системы. Существуют две древние классические методики – «сгибания-разгибания» и «вдоха-выдоха». В первом случае акцент делается на перераспределение крови внутри тела с целью создать искусственную ишемию (недостаток или переизбыток крови в определенном месте) с целью контроля за «сосудистым» центром мозга. Этот метод известен сейчас как «жесткий кхиконг» и он позволяет обучить организм не реагировать на стресс спазмированием сосудов. Более мягкий метод «вдоха-выдоха» подразумевает постепенное «растягивание» дыхания при выполнении какой-либо физической работы, имитируя пребывание в горах. При этом важно слегка «помогать» дыханию движениями тела, но ни в коем случае не форсировать дыхание. Движение всегда следует в ритме естественного дыхания, целью постепенно приучая мышцы и внутренние органы к работе в состоянии гипоксии. Постепенно меняется сама реакция на недостаток кислорода – вместо привычной в таких случаях «отдышки», практикующий как бы «тухнет», всё более и более расслабляясь.

Отсутствие общепризнанного критерия определения уровня мастерства в цигун привело к тому, что появилось огромное количество фальшивых «мастеров цигун». Действительно, как проверишь, бегает у человека ци по каналам и меридианам», или мастер – всего лишь ловкий мошенник? Тем не менее, существует один совершенно точный способ определить, мастер перед вами, или шарлатан. У человека, долгое время практикующего «ишемию» или «гипоксию» физиология меняется настолько, что потребность в кислороде намного меньше среднего. Т.е. он способен делать задержку дыхания (например, опустив лицо в таз с водой) на уровне профессионального ныряльщика – более 5 минут. Другой способ уличить «мастера» в мошенничестве – предложить ему воздействовать на вас своими пассами (якобы излучающими «лечебную ци»). Это невозможно физически, в силу отсутствия какого-либо «носителя» этого воздействия за пределами человеческого тела. Все эти «энерго-информационные» танцы с бубном основаны на широко распространенном явлении – эмпатии (сопереживания эмоциональным состояниям). Людям свойственно инстинктивно подстраиваться под поведение друг друга, при этом человек непроизвольно копирует дыхание и моторику движений. «Стадный рефлекс» заставляет  собеседников дышать в одном темпе, причем «вожаком стада» становится человек с более выраженным ритмом. Так происходит эмоциональное, а вслед за ним, – и понятийное «заражение». Будьте бдительны!  Живите со смыслом!



[1] В лингвистике, номинализация – переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных) вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет. Другие примеры номинализаций – «время» (условная сравнительная мера движения материи) и «энергия» (мера перехода движения материи из одних форм в другие).

[2] Один из признаков истинного просветления — человек теряет личностные желания. «Третья благородная истина» Будды гласит: «пресечение страданий есть бесстрастность». Т.е. не избавление от желаний ведет к просветлению, а просветление (осознанность) избавляет от желаний и страданий (осознанность первична). Но существует также т.н. «отрицательная реализация», когда человек живет сознательно, но сохраняет эгоистичные желания. Человек понимает, что все вокруг живут в иллюзиях, не в состоянии различать реальность и собственное представление о ней,  и начинает этим пользоваться для расширения своего собственного эго. Именно поэтому «четвертая благородная истина» говорит: «следуй восьмеричным путем — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение».  Т.е. сделай сознательными свои взгляды, намерения, слова, действия, привычки, концентрацию, созерцание и сосредоточенность. Другими словами, необходимо постепенно, шаг за шагом, сделать всю свою жизнь сознательной.

 

[3] Современные ученые выяснили, что синхронизация между нейронами, отвечающими за естественное и «принудительное» дыхание приводит человека в особое состояние, в котором организм «омолаживается» на клеточном уровне.

Выбор партнера по тренировкам

Для того, чтобы достичь успеха в винчун, необходимы свободное время, правильный метод и постоянный партнер.

 В винчун используется метод обучения «из рук в руки, от сердца к сердцу». Изучение техники происходит во время парных упражнений, с четким распределением ролей.

 Партнеры действуют как альпинисты в связке (ведущий + ведомый, и вовремя меняются ролями). Так можно достичь высокого уровня и избежать травм. «Ведомый» может находиться в «пассивном состоянии» (в котором  требуется лишь сохранение комфортного состояния) или в «нейтральном состоянии» ( удерживая внимание на поставленной задаче  и состоянии комфорта).  «Ведущий» находится в  «активном состоянии» (удерживает внимание на своей задаче,  на задаче партнера, а также на сохранении обоими комфортного состояния). Секрет обучения заключен в постоянном постепенном наращивании усилия. Надо много работать над малым и ставить перед собой простые конкретные задачи.

 Партнер должен быть максимально «удобным». Подходящий партнер готов выдержать удар, такой же силы, как вы, и стремится изменить своё поведение в лучшую сторону.

 Выбор партнера заключается в проверке его способности удерживать комфортное состояние и выполнять поставленную задачу.

Найти подходящего партнера намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Главный секрет винчун звучит так: «от простого к сложному». Это методика «постепенного постоянного наращивания усилий» подразумевает точно выверенное сочетание групповых и индивидуальных тренировок. Тренер должен быть «не лектором, а доктором», корректируя индивидуальные отклонения каждого студента единственно ему подходящими упражнениями. Именно такой подход позволяет сократить сроки «знакомства» с системой примерно до одного года. Как только студент начинает самостоятельно видеть собственные ошибки, он может тренироваться с постоянным партнером.

Методика парных тренировок построена так, что усложнение задач происходит очень постепенно. В каждом упражнении есть точное разделение ролей на «ведомого» и «ведущего». Все упражнения могут выполняться в трех режимах: «пассивном», «нейтральном» и «активном». В «пассивном» режиме «ведомый» полностью отдает инициативу «ведущему», отслеживая внешнее воздействие, но не пытаясь что-либо контролировать. На первый взгляд, это кажется очень простой задачей. Но внутренние «зажимы» (кыны) заставляют «ведомого» совершать активные действия. В «нейтральном» режиме «ведомый» сохраняет контроль на какой-либо одной задаче, полностью игнорируя все свои остальные ошибки. Он как бы отстраняется от ощущения «правильности» выполнения. Рост «качеств» происходит постепенно, сначала нарабатывается одно, затем к нему прибавляется другое и т.д. В «активном» режиме может действовать только «ведущий». Это очень сложная задача, потому что приходится контролировать не только отклонения «ведомого», но и свои собственные.

В винчун нет методик, подобных «сухому плаванию» или «бросанию на середину реки». Тренировки с самого начала происходят с партнером, но при этом отсутствует какая-либо соревновательность. Какая бы цель у вас не была, подготовка к бою на поражение или духовное саморазвитие, без постоянного партнера, разделяющего не только ваше свободное время и физические кондиции, но и цели, изучить винчун невозможно.

Тактика винчун

Волею судеб, первым, кто полноценно представил винчун на Западе, был последний ученик Ип Мана, Лён Тинг. В снятом им фильме «Динамика винчун» особый акцент делался на «логичность» и «научность» системы, что для западного человека производило впечатление надежности и обоснованности выводов. Агрессивное поведение учеников Ип Мана, подкрепленное теоретическими выкладками «доктора философии», создало винчуну репутацию стиля, «подходящего для западного человека». В буквальном смысле. Сейчас занимающихся винчун на Западе больше, чем в Китае и сопредельных странах. Следуя «строго научным» принципам винчун, физически более мощные европейцы легко переигрывают более субтильных азиатов. Не смотря на всю их «аутентичность». В чем же дело? А дело в «принципах», точнее в одном из них: «стой когда наступают; следуй когда отступают; бей когда свободен» («stay with what comes; follow as it retreats; strike when the hand is free»). Т.е., когда противник входит с ударом, рекомендуется создать башнеподобную «структуру», об которую атака разбивается как волна об скалу. А что делать, если нападающий сам как «скала», причем очень подвижная, и бьющая не только прямые удары, от которых можно увернуться поворотом тела, но и боковые, сметающие нахрен всю «структуру» до самого «корня»? Вместе со всеми секретными «тансао», «фуксао» и «бонсао». Китайцы в этом вопросе пошли по самому простому пути, т.е. «включили страуса»: сначала не допускали на соревнования европейцев, а когда это стало невозможным, перестали оценивать боковые удары (как бьющиеся не из контакта руками). Появилось такое интересное явление, как «няньда» («липкие удары»). Когда стало очевидным, что это «карликовое сумо» ни у кого особого энтузиазма не вызывает – правила опять поменяли, изменив их в сторону бОльшей зрелищности – разрешили удары без предварительного контакта и броски, заодно усилив разделение на весовые категории. И тут на сцену вышли люди, которые умеют бить и бросать – тайцы и бойцы саньда, и винчун окончательно «потерялся», проявляясь лишь в странном исходном положении бойцов, занимаемом ими до команды «бой!».

Принципы «следуй, когда отступают; бей когда свободен» трактуется современными адептами винчун как «если противник дрогнул – беги на него и молоти чем можешь». Но что делать, если противник «дрогнул» сугубо тактически, чтобы поймать ударом на встречном движении? Тем более, если самое распространенное БИ в мире – бокс – как раз на этом и построено? И что делать, когда оба противника нацелены на скорейший вход в позицию обмена ударами? Естественно, что в такой ситуации победителем опять будет не более технически подготовленный боец, а тот, у кого крепче череп.

В чем же причина такого несоответствия теории и практики?

Может быть, дело в кривом переводе? На самом деле, всё намного хуже: всё дело в кривом понимании. Изначально сентенция звучала так «сохраняйте приходящее; выпускайте уходящее; устремляйтесь вперед при потере контакта рукой» («retain what comes in; send off what retreats; rush in on loss of hand contact».).

«Сохраняйте приходящее» — это значит, что если противник наступает, главное – это сохранить свою позицию относительно его. Двигаться при этом можно в любую сторону, в том числе и назад. Тактика «ни шагу назад» в этом случае не актуальна. Принимающая сторона просто «гасит» атаку противника, вместо того, чтобы пытаться её, во что бы то ни стало, «развалить». Это также работает в ситуации, когда первый удар уже пропущен, и мы вынуждены восстанавливать свое положение, свою «структуру».

«Выпускайте уходящее» означает, что если противник отступает, — нет необходимости за ним гоняться. Вместо того, чтобы бить «вдогонку», гораздо эффективнее ударить навстречу. Смысл «слушания руками» винчун как раз и состоит в том, чтобы предугадать намерение противника двинуться вперед. Точный расчет дает возможность сложить вместе массу своего удара и массу тела противника. В крайнем случае, можно ударить вдогонку его ногой в пах, это самый длинный удар, который мы можем сделать без предварительных движений.

«Устремляйтесь вперед при потере контакта рукой». Смысл этого изречения в том, что если противник оторвал руки от ваших (разорвал контакт), нет необходимости «ловить руки», достаточно сохранить намерение нанести несколько ударов (минимум три). В этом случае противник сам восстановит контакт, инстинктивно защищаясь от ваших атак. Это принцип постоянного доминирования. Чтобы победить, нужно заставить противника защищаться, «слушать» его намерения через контакт и бить навстречу. Это идеальная ситуация.

Вывод: если противник агрессивно атакует – не нужно лезть в обмен ударами, нужно отойти с ударом; если внезапно разрывает дистанцию – не надо бросаться его добивать, достаточно кинуть ногу; если начали свою атаку – нельзя фиксироваться на одном действии, нужно «считывать» его намерение вложиться в удар и бить навстречу.

Для того, чтобы тактические принципы винчун работали, одной теории недостаточно. Методика тактической подготовки в нашей школе строится из трех шагов. На первый удар – отхожу назад, оценивая «вектор» атаки (её направление, глубину). На второй удар – бью в руку и отхожу назад, оценивая «наполненность». На третий удар реагирую встречным входом, двигаясь на удар (но с контролем бьющей руки), с одновременными контрударами. Это не тактическая схема, а упражнение.

Принципы нашего винчун

Винчун – это способ рукопашного боя, главная особенность которого —  встречный ближний бой. В ситуации обмена ударами, любой удар может стать решающим, поэтому особый акцент делается на защиту от серий ударов и на противодействие захватам. В такой ситуации особенно важна скорость реакции, быстрота принятия решений и умение предсказывать действие противника на один «ход» вперед. Такой навык традиционно называют «слушанием». Различается несколько видов «слушания»: тактильное слушание, или «слушание руками» (тайкомат); «структурное» слушание, определение источника силы через контакт с её «кончиком»; «слушание-предугадывание» (без предварительного контакта), или «линзяк» (боевая интуиция, «чуйка»). Понятие «слушание» часто путают с термином «прилипание» («липкие руки» — чисао). «Липкость» не является самоцелью тренировки, это всего лишь часть тренировочной задачи, причем на самых первых этапах, для развития обратной связи с партнером. Большая часть времени тренировки посвящена именно «слушанию». Это качество пронизывает все элементы подготовки: в контакте руками  мы «слушаем» намерения партнера (слушание — узнавание); при тренировке перемещений мы учимся предсказывать его действия по положению тела(слушание — предугадывание); во время ударов «слушаем» наиболее уязвимую точку для приложения усилия (слушание — рефлекс).

Другим важным принципом винчун является соблюдение равновесия. Не находясь в устойчивом положении очень сложно кого-либо «услышать», т.к. внимание отвлечено на себя самого. «Равновесие» также понимается в более широком смысле. Это не только сохранение стабильного положения тела, но и сохранение баланса между подвижностью и устойчивостью, атакой и защитой, внешней агрессивностью и внутренним спокойствием. Существует распространенное заблуждение, что источником силы в винчун является опускание центра тяжести вниз, т.н.«укоренение». В реальной ситуации невозможно заранее предугадать положение, в котором придется генерировать усилие удара. Любая жесткая привязка к определенным движениям тела (опускание вниз, скручивание поясницы или толчок опорной ногой) неминуемо приведут к возможности быть «услышанным» противником. Это является системным ограничением. Вместо этого в нашем винчун существуют методы ударов «от положения» и «из движения». Это значит, что удары могут наносится движением кисти и предплечья («хлыстом»), от плеча («камень на веревке») и с вложением веса тела с движением в сторону удара (но без инерции). Такую систему традиционно называют «осадной башней», которая свободно передвигается в любую строну и осыпает противника градом стрел. Ключевым элементом такого безинерционного передвижения является постоянное сохранение веса тела на одной ноге. «Укоренение» также присутствует, но оно очень кратковременное. Т.о. равновесие в винчун — это равновесие катящегося колеса, способного в любой моментостановиться или поменять направление движение.

Третьим важным элементом в понимании сути винчун является понятие «дух». Общеизвестный факт, что в стрессовой ситуации большинство навыков существенно деградируют. Простым повторением определенных действий в тренировочном зале невозможно добиться их уверенного выполнения в ситуации с «неизвестной переменной». В винчун существует стройная система развития того, что обычно называют «усилием воли» или «спокойствием духа». Она основана на снятии у человека  т.н. «внутренних зажимов» (кынов) и напоминает известные в современной спортивной подготовке методы идеомоторной тренировки. По уровню самосознания люди недалеко ушли от обезъян. Большинство действий среднестатистического индивидуума не выходит за рамки инстиктивного поведения (страх смерти, сексуальное желание и социальная агрессия). Попытки обуздать свои врожденные инстинкты начались ещё на заре истории человечества. Вначале это были прямые запреты («не укради», «не убей», «не возжелай» и т.д.). Не сработало. Когда стали разбираться с причинами этого, выяснилось, что у нас отстутствует способность к различению реальной картины мира и мира воображаемого, внутреннего. Неважно, едим мы лимон, или всего лишь представляем его, — слюна выделяется в любом случае. Так появилась идея «просветления» или «освобождениия». Освобождения от нашей животной природы, жесткой связи «раздражитель — рефлекс». Дух, разум, сознание — это всё всего лишь маленький участок головного мозга, который позволяет принимать оптимальные решения. Особенно это важно в ситуации реальной угрозы жизни. Постепенный переход к сознательному поведению («праведные» слова, поступки, мысли и т.д.) создает условия для спонтанного переживания реальности собственного существования. Вначале это кратковременные вспышки («просветление»), затем они становятся перманентным состоянием («освобождение»). Сами по себе тренировки винчун не ведут к развитию духа, но они делают реализацию на этом пути более глубокой и полной.

Что такое бой?

Человек, впервые решившийся заняться чем-то «боевым», обычно, очень смутно представляет себе, что, собственно, представляет собой этот самый «бой». В зависимости от поставленных задач, возможны различные виды боя:

1.Учебный поединок с партнером. Цель – развитие самоконтроля, расширение внимания, взаимная помощь в обучении технике, развитие внутренних и внешних качеств, а также проверка их текущего уровня. Критерий оценки – удерживание поставленной задачи достаточно продолжительное время.

2. Дружеский спарринг с оппонентом. Цель – проверка уровня физической и технической подготовки, как своего, так и «противника». Критерий оценки – количество результативных действий (меньше пропустить и больше нанести ударов).

3. Соревновательный спарринг с условным «противником». Цель – победа по правилам, установленным на соревнованиях. Критерий – невозможность «противника» продолжать поединок (нокаут, сдача) или выигрыш по очкам (бОльшее количество ударов, бросков, или просто бОльшая активность).

4. Уличная драка в целях самозащиты. Цель – выживание, уход от конфликта с минимальными потерями. Как правило, происходит с превосходящим по силе, и/или вооруженным холодным оружием, противником/противниками. Критерий – прекращение агрессии. Метод – избегание встречного боя, неожиданное нападение на агрессора.

5. Нейтрализация противника, задержание. Как правило, используется профессионалами при их подавляющем преимуществе (группой против одного, с использованием оружия). Цель – изоляция противника и его обездвиживание, с последующим конвоированием  или транспортировкой. Критерий успешности – скорость и слаженность совместных действий.

6. Встречный бой на поражение. Возможно применение оружия с обеих сторон. Цель – выполнение поставленной тактической задачи и быстрое устранение противника. Критерий эффективности – скорость убийства противника.

7. Внезапное нападение с целью убийства (например, снятие часового). Цель – уничтожение неготового противника максимально быстро и незаметно.

Каждый «уровень» боя, будучи выполнен эффективно, выглядит как следующий за ним по «градусу агрессии». Например, Учебный поединок на высоком уровне похож на спарринг, так как выполняется на высокой скорости и с полным вложением силы, но без взаимной агрессии. Дружеский спарринг похож на соревнования, но без внешнего контроля судьи, т.е. с сохранением самоконтроля. Соревновательный поединок на высоком уровне происходит с включением тактического мышления, для того, чтобы избежать обмена ударами и замаскировать свои атаки. В уличной драке с превосходящим по численности противником также важна «изолирующая» тактика: отключение или взятие в заложники наиболее «авторитетного» противника, лишение противников зрения или подвижности. Силовое задержание на высоком уровне очень похоже на встречный бой, поскольку оно происходит без подавляющего преимущества над противником (в одиночку, без оружия против вооруженного, с нанесением увечий). Эффективный встречный бой происходит молниеносно и похож на внезапное нападение.

В каждом случае различны не только цели, но и методы их достижения. Проблема заключается в том, что невозможно одновременно обучаться разным видам боя. Полученные навыки вступят в противоречие и не будут достаточно эффективны. Например, спортсмен, привыкший к внешнему контролю на соревнованиях, не способен удерживать задачу в учебном поединке. Настрой на получение преимущества будет заставлять его постоянно доминировать, вместо того, чтобы помогать партнеру. Уличный драчун не умеет спарринговать, т.к. весь его опыт говорит о том, что нужно, невзирая на собственные травмы, максимально быстро отключить агрессора. Спецназовец, умеющий виртуозно резать часовых, может оказаться совершенно не готов к обычной кабацкой драке. А человек, всю жизнь «танцующий» с партнером в зале, в ситуации угрозы собственной жизни вообще может впасть в ступор.

Вывод: нужно тренировать именно то, что планируется применять; сама ситуация является главным условием, формирующим навык. Если хочешь спарринговать – надо спарринговать, хочешь соревноваться – надо соревноваться, хочешь драться – надо драться, а хочешь «танцевать» — надо «танцевать».

История нашей линии винчун.

BHK-s
Кула белого журавля из г.Юнчунь

В 1810 г. в деревне Аньхунгуань на севере провинции Гуандун, торговец солью из Шаньси по имени Лян Болао женился на девушке, в семье которой практиковали фуцзяньский стиль пэнцзяцюань («кулак семьи Пэн»). Сейчас он известен как «кулак белого журавля»  из г. Юнчунь (юнчунь байхэцюань/винчун пакхоккуен).

В 1815 г. Лян Болао открыл школу в г. Чжаоцинь. Свой стиль он называл «кулак из Юнчунь» (юнчуньцюань/винчункуен).

1848 г. его племянник Лян Ланьгуй путешествовал с передвижным театром гуандунской оперы на «красной джонке». Обучил основам юнчуньцюань актеров оперной труппы «Драгоценный Нефритовый Цветок» Хуан Хуабао, «Дахуамянь» («Раскрашенное лицо») Цзиня, Лян Эрди и «Гаолао» («Тощего») Чжэна. Актеры соединили технику «белого журавля» с наработкой змеиного усилия «12 столбов из Эмэйшань» и традиционным для гуандунских стилей методом «коротких мостов» (ударов без замаха в центр тела).

HS
Винчун актеров Красной Джонки

В 1855 г. опера была закрыта циньскими властями и актеры Хуан Хуабао и Лян  Эрди поселились в г.Фошань. Изначально винчун представлял собой «саньшоу» («отдельные руки») – одну единую последовательность отдельных приемов, выполнявшуюся в одиночку, с партнером или на деревянном манекене (мачте «Красной Джонки»). Для удобства обучения, Хуан Хуабао разделил полную форму на четыре части: сяоняньтоу («малая идея»), сымэнь («четверо врат»), бяочжи («метящие пальцы») и сюаньцяо («поиск моста»). В современном винчун порядок форм был изменен, форма сымэнь была частично утрачена, а техника работы на манекене выделилась в отдельный комплекс.

 В 1840-х в труппе появился ученик по имени Лян Цзань, сын аптекаря из г.Фошань. Он готовился выступать в амплуа «дань» («женщина-воин»), но узнав, что его отец умер, вернулся в Фошань, чтобы продолжить семейный бизнес. Начиная с 1855 г. Лян Цзань обучался «саньшоу» у Лян Эрди,  после отъезда которого изучил «адаптированный» стиль Хуан Хуабао.

Лян Цзань (1826-1901)
Лян Цзань (1826-1901)

Лян Цзань выиграл более 300 «поединков по вызову» и принес винчуну известность. Он ввел в практику способ одновременной атаки и защиты с помощью быстрого поворота на месте (бэйшэнь). Лян Цзань обучал, за «закрытыми дверями», у себя в аптеке. Его лучшим учеником стал Чэнь Хуашунь, силач из Шуньдэ, получивший от Лян Цзаня полную передачу стиля Хуан Хуабао. В 1885 году, в возрасте 73 лет, Лян вернулся на свою родину, в деревню Гулао, где вернулся к старой «архаичной» методике преподавания «отдельных рук».

Другой актер оперной труппы «Дахуамянь» Цзинь обучил Фэн Сяоциня (1843-1936) и Хо Баоцюаня. Хо Баоцюань также получал наставления от другого ученика Лян Болао по имени Ло Вэньгун. Ло имел прозвище «Шэнь Цюань» («Волшебный Кулак») и был мастером работы парными ножами («параллельными ножами инь-ян отбирающими жизнь»). Кроме того, он обучался у Хуан Хуабао. В конце правления династии Цинь, Хо Баоцюань занимал должность имперского констебля в г.Фошань и был известен как Хо «Двойной Нож».

Фэнь Сяоцинь (1843-1936
Фэнь Сяоцинь (1843-1936)

В 1900 г. он был приглашен воспитателем в семью торговца фейерверками Юэня Чунминя, где обучал его сыновей – братьев Юэнь Цзиваня (1877–1960) и Юэнь Цзишаня (1889–1956) технике винчун, бою оружием, метанию стрелок-бяо и стрельбе. Последние семь лет жизни Хо провел в монастыре «Алмазный храм» под именем «Учитель Цзя Хай», где он продолжал давать наставления братьям.

Юэнь Цзивань (1877–1960)
Юэнь Цзивань (1877–1960)

В 1933 г. в семью Юэней был приглашен Фэн Сяоцинь, бывший «имперский маршал» («охотник за головами») и соученик Хо Баоцюаня. Он был мастером цинна, владел борьбой, а также приемами задержания и связывания. Эта техника основана на использовании «сухожильной силы» («икган») и в современном винчун практически утеряна. В течение трех лет Фэн Сяоцинь обучал братьев Юэнь винчун, следуя старому методу «отдельных рук», полученному от «Дахуамянь» Цзиня. Также он является создателем техники боя шестом людиньбангун («шест шести с половиной частей») и специального манекена для работы шестом.

Юэнь Кайсан (1889–1956)
Юэнь Кайсан (1889–1956)
Yui Choi
Яо Цай (1890–1956)

Юэнь Цзивань, известный как «Рябой Вань», обучал в Фошани четырех учеников, самый известный из них – «Да Ли» («Силач») Яо Цай (1890–1956). Яо изучал у него стиль Хо Баоцюаня с 1920 по 1936 год. В последствии Яо Цай продолжил обучение у старшего ученика Чэнь Хуашуня, У Чжунсу.

После смерти Фэн Сяоциня в 1936 г., Юэнь Цзиваня пригласила «Ассоциация хуацяо провинций Наньхай и Шуньдэ» (землячество экспатриантов) в г.Ханой (Вьетнам).

В 1937 г. вместе со своим студентом Кам Тук Кыном (Cam Thuc Cuong) он начал обучать этнических вьетнамцев в доме на улице Ханг Бым. Двое из его учеников – китаец Чан Тук Тьен (1911 — 1970) с улицы Хам Лонг и вьетнамец Чан Ван Фунг (1900-1987) с улицы Куа Бак – достигли «полного успеха».

Чан Тук Тьен (1911-1970)
Чан Тук Тьен (1911-1970)
Чан Ван Фунг (1900-1987)
Чан Ван Фунг (1900-1987)

Среди вьетнамцев он был известен под псевдонимом «Нгуен Тэ Конг» («Реинкарнация Тэ Конга»). Вэнь Тэ Конг – легендарный монах династии Тан (9 век н. э.), который притворялся сумасшедшим, для того, чтобы безнаказанно творить добрые дела.

Во время Второй мировой войны (1939-1945), Тэ Конг под псевдонимом «генерал Лынг Ву Тэ» участвовал в антияпонском сопротивлении.

В 1941 г. Тэ Конг познакомился с мастером ханьбай Нгуен Зюй Хаем («Хо Хай Лонгом», «Морским Драконом»).

В 1954 году Тэ Конг переехал с семьей в Южный Вьетнам и открыл аптеку в Тёлоне (китайском квартале Сайгона).

Юэнь Чайвань («Нгуен Тэ Конг») умер в 1961 г. (в возрасте 84 лет) в присутствии своей дочери миссис Зунг и его близкого ученика доктор Ба Кха.

    Нгуен Хонг Ту    и      Валерий Павловский
Нгуен Хонг Ту    и     Валерий Павловский

В 1987 г. в город Черкассы (Украина) приехал Нгуен Хонг Ту, последний ученик Чан Ван Фунга.  В период с 1987 по 1993 годы он обучал нескольких студентов, в том числе, Юрия Гриценко, Сергея Рябцева и Валерия Павловского. Валерий Генадьевич Павловский с 2004 г. проживает в г.Москве.