Что такое «осознанность»?

Такого качества как «осознанность» не существует. Это типичная номинализация (процесс, описанный как явление). Когда говорят об «осознанности», имеют в виду процесс осознавания собственного мышления. Поскольку мыслим мы обо всём, то и преподносится как какое-то общее состояние, в котором необходимо находится постоянно. Но это физически невозможно, т.к.  психика подвижна (имеет периоды возбуждения и торможения). Пытаясь постоянно «выделить наблюдателя», можно добиться только развития тревожности, а в некоторых случаях – и нарушений самоиндетификации. Вместо «осознанности» нужно практиковать сознательность. Это способность осознавать последствия своих действий. Осознавание своих мыслей способствует развитию бесстрастности мышления, а рациональным и критичным его делает сознательность.

То, кем мы являемся определяется тем, что мы делаем. Функция определяет личность. Практика винчун начинается и заканчивается одним простым вопросом: «чего я хочу?» Когда студент впервые приходит на тренировку, ему нужно внятно сформулировать для себя цель его занятий. Такую «проверку на экологичность» следует устраивать себе в конце каждой тренировки, во время завершающей «медитации».

Осознавание – это процесс, а сознательность – это качество. Важно не просто реагировать на обстоятельства, но и иметь возможность их предугадать. Для этого существует система развития «слушания»: от чувствительности к объемному вниманию, от объемного внимания к эмпатии, от эмпатии к интуиции. Сначала мы учимся осознавать и предугадывать действия, намерения и мотивации своего партнера, а затем, неизбежно, приходим к пониманию причин и мотивов собственного поведения.

На этом пути существует препятствие, которое нужно преодолеть. Это наша привычная реакция на стресс. Для того, чтобы высвободить часть ресурса внимания, необходимо не вовлекаться в привычный процесс реагирования. Слегка притормозить с ответной реакцией. Это бывает очень сложно, особенно во время учебного поединка или дружеского спора. Но это дает время для того, чтобы получить дополнительную информацию, и на её основе – оптимизировать способ своего реагирования. От способности «ничего не делать» во время стресса напрямую зависит то, насколько быстро прогрессирует обучающийся.

What is Mindfulness?

 There is no such quality as “awareness”. This is typical nominalization (a process described as a phenomenon). When they talk about «awareness», they mean to be aware of the process of one’s own thinking. We think about everything, then it is presented as some kind of general state in which it is necessary constantly. But this is physically impossible, because the psyche is mobile (has periods of excitement and inhibition). Trying to «observe the observer», you can only achieve the development of anxiety, and in some cases — and self-identification. Instead of «mindfulness,» you have to practice mindfulness. It is the ability to be aware of the consequences of one’s actions. Awareness of their thoughts, the development of dispassionate thinking, makes it rational and critical consciousness.

Who we are is what we do. The function determines the personality. The practice of Wing Chun begins with the main main common number: «What do I want?» When a student first comes to training, he needs to clearly indicate to himself the purpose of his studies. This «Environmental Test» should be arranged at the end of each workout, during the final «meditation».

Awareness is a process and consciousness is a quality. It is important not only to react to circumstances, but also to be able to predict them. For this, there is a system of development of «listening»: from sensitivity to volumetric attention, from volumetric attention to empathy, from empathy to intuition. First, we learn to be aware of and anticipate the actions, intentions and motivations of our partner, and then inevitably, we come to understand the motives of our own behavior.

On this path, there is an obstacle to be overcome. This is our habitual response to stress. In order to release some of the attention resource, it is necessary not to get involved in the usual reaction process. Slightly slow down with feedback. This can be very difficult, especially during a mock fight or a friendly argument. But it gives time to get additional information, and on its basis — to optimize the way you respond. The ability to «do nothing» during stress directly depends on how quickly the student progresses.

Как правильно тренироваться?

В современных системах винчун используются два принципиально различных методологических подхода – «пестование» (养身) и «тренировка» (练习).

«Пестование» – это создание наиболее благоприятных условий для роста и развития организма, его целью является долголетие, а методы – сохранение максимальной естественности, следование изменениям природных ритмов, избегание изнуряющих состояний и праздности. «Тренировка» – это повышение уровня своих функциональных возможностей за счет соблюдения постоянства в наращивании нагрузки, соблюдение режима сна-питания-работы, методичности в овладении сложных навыков с помощью разделения их на элементы. В некотором смысле, «пестование» — это метод поощрения, а «тренировка» — метод ограничения.

В течении всей своей жизни, мы неосознанно используем оба этих подхода. Например, способности ограничивать свои естественные позывы по времени, мы научаемся ещё в детстве. Это умение может быть расширено и на другие процессы: сон, терморегуляция, переносимость боли, замедление или ускорение обмена веществ, и даже осознавание собственного мышления.

Умение принимать ограничения очень важно при обучении каким-либо новым навыкам. Для того, чтобы научиться новому, сложные действия нужно разбить на отдельные части, освоить их по отдельности, а потом соединить в одно. Правда иногда соединить не получается.

Способность избегать травмирующего воздействия обстоятельств (погоды, текущего самочувствия, степени угрозы здоровью) с помощью «отсроченного вознаграждения», также присутствует в нашем поведении по умолчанию. Всем знакомо чувство эйфории, которая возникает во время отдыха после тяжелой работы, или если съесть что-то сладкое после периода длительного голодания. На этом построены метод дрессировки с помощью «положительного подкрепления», религиозные системы ретритов и постов, закаливание организма холодом, и даже постоянные занятия утренней гимнастикой.

В современных системах винчун существует некоторый перекос, либо в сторону повышенной функциональности (в ущерб здоровью), либо в «оздоровление» (с потерей практического смысла). «Спорт» и «физкультура» в одинаковой степени требуют полного погружения в процесс, поэтому часто противопоставляются друг другу.

Между тем, в традиционном винчуне никакого противопоставления никогда не было. Молодежь делала акцент на практическое применение (почти без потери здоровья и с минимумом травм), а люди в возрасте в большей степени занимались поддержанием здоровья и тем, что сейчас принято называть «философией» (не теряя при этом «боевых» навыков). Каким же образом им удавалось это сочетать?

Их тренировки были намного хаотичней и бессистемней, чем современные. С позиций современной методологии это выглядит безумно, или, как минимум, неэффективно. Но это не так. Современная схема «база-формы-применение-спарринг» фактически заставляет обучаться одному и тому же два раза. Сначала приходится научиться выполнять движения, затем с помощью этих движений получить индивидуальный опыт. Это как учить иностранный язык по университетской схеме: сначала пять лет в институте, а потом ещё пять лет в языковой среде. Фактически, переучиваясь заново.

Традиционный подход построен по схеме «парная наработка+наработка на снарядах-спарринг».

Выглядящие хаотично тренировки, когда у обучающихся несистемно меняются выполняемые задачи, приводят к тому, что они вынуждены фокусироваться на том что есть – на своем текущем состоянии. Таким образом, внимание от следования определенным траекториям, переходит на воспроизведение определенных ощущений. Происходит не зашлифовывание траекторий (с переходом на автоматические действия), а тренировка навыков взаимодействия (т.н. «усилий»). Именно это позволяет тренировать практические навыки в своем воображении, без выполнения собственно движений, т.с. методом «холощения» (т.е. идеомоторно). Это позволяет активно улучшать навыки даже в довольно почтенном возрасте.

Кроме того, есть ещё одно неоспоримое преимущество переноса фокуса внимания с движений на ощущения. Дело в том, что движения невозможно скоординировать. От слова совсем. Да, при определенных условиях координация будет сохраняться, но стоит внешним раздражителям немного поменяться, — и автоматизм движений «рассыпается». Скоординировать же ощущения довольно просто, для этого достаточно просто воспроизводить их одновременно. Например, движения разгибания ноги и руки во время удара, с определенной вероятностью может быть выполнены синхронно. Но, когда появляется ещё одна составляющая – голова противника, в которую нужно попасть, рука очень часто слегка опережает ногу. Если же фокусироваться на ощущении «отскока» бьющей руки от мишени с одновременным жестким «опиранием» на опорную ногу, оба этих действия воспринимаются как единое ощущение, и могут быть легко воспроизводимы. Когда говорят, что «удар поставлен», это означает, что у человека есть это самое единое ощущение прихода силы всего тела через кулак в массу головы, а не просто умение бросив руку попасть в цель.

Таким образом, видимая хаотичность и бессистемность парных наработок, на самом деле – это постоянное возвращение к одним и тем же общим усилиям-ощущениям, воспроизводимым в различных ситуациях. Когда эти ощущения «кристализировались», их можно практиковать на различных снарядах, что дает возможность увеличить их силу, не отвлекаясь на необходимость сдерживать себя из-за возможности травмировать партнера.

Если тренироваться по методу «от формы к применению», то есть очень большой шанс запустить себя по «длинному пути», попутно потеряв здоровье, и всё равно прийти в конце ко всему вышеописанному. Как это было со мной, например.