О пользе регулярных тренировок.

Как писал А.С. Пушкин: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Наша жизнь бессмысленна и коротка, но тренировки наполняют её позитивом. Нам может казаться, что существуют объективные причины, по которым мы идем в зал. На самом деле причина всегда одна – в этом нет никакого смысла. Подобно тому, как вода заполняет сосуд, принимая его форму, винчун заполняет пустоту нашей жизни, придавая ей смысл. Первоначальная мотивация для занятий всегда предельно наивная: «стать сильнее», «научиться себя защищать», «укрепить здоровье» и т.д. Всё это абсолютная чепуха! Смысл тренировок состоит в том, чтобы в определенное время приехать в зал и еще раз пройти путь от «не хочу!» до «я сделал это!». Никакие достижения не могут сравниться с этим небольшим усилием, которое мы совершаем над собой, потому что награда за него приходит мгновенно.

Но процесс регулярных тренировок имеет еще один существенный бонус. Как говорят буддийские мастера, «фат (осознанность) имеет свойство накапливаться». Точно также, это усилие над собой приводит нас к ощущению наполненность жизнью (кит. 养生 «яншэн», вьет. dưỡng sinh). По сути, –  это оптимизация и настройка основного «драйвера настроения» – нашей гормональной системы, путем установления её работы в оптимальном режиме.

Тренироваться раз в день, семь дней в неделю – это самый простой путь. Три раза – тренировки в группе; два раза – получение индивидуальных наставлений; два раза – самостоятельно, используя тренировочные снаряды. Каждый день групповой тренировки посвящен одной из трех задач:

1. развитию «слушания» (при быстром легком контакте);

2. развитию выведения силы (при медленном силовом контакте);

3. развитию подвижности и тайминга (при быстром силовом контакте)

Индивидуальные тренировки «рука-в-руку» выполняют две задачи:

1. тренировка «корневых» упражнений путем прямой передачи ощущений («заражение» через контакт);

2.  исправление ошибок в технике;

Самостоятельные тренировки необходимы для оптимизации усилий и снятия мышечных зажимов путем длительного повторения простых движений. В качестве объектов для приложения усилий и фиксации внимания служат различные снаряды. В случае, если снарядов под рукой нет, выполняются формальные комплексы.

Если тренироваться пять дней в неделю, прогресс будет неустойчив. Если тренироваться три раза в неделю, можно удержать текущий уровень слушания-силы-ловкости, но его развития не будет. Единственное, что не деградирует при нерегулярных тренировках – способность предугадывать намерения (тайминг).

Может показаться, что ежедневные тренировки – это что-то запредельное. Стòит пропустить хотя бы одну тренироку, как это время тут же заполняется «неотложными делами». На самом деле – тренироваться каждый день очень легко и приятно, если принять во внимание тот факт, что целью этих тренировок являются они сами. Тот, кто это однажды понял, не нуждается в какой-то дополнительной мотивации (большинство из которых абсолютно фантастичны).

Итак, вот алгоритм действий для развития у себя привычки тренироваться ежедневно:

1.   После 18.00 не есть и не пить ничего, кроме воды;

2.   Ложиться спать на полчаса раньше обычного и вставать на полчаса раньше;

3.   В образовавшееся утром время делать одно-два динамических упражнения с задействованием больших групп мышц (махи руками вперед-назад, вращения бедрами, наклоны, приседания, прыжки);

4.   Днем (после обеда) спать или медитировать 5-20 мин.

5.   Вечером перед сном делать дыхательные упражнения (желательно на свежем воздухе);

Смысл этих манипуляций в том, чтобы систематически выводить себя из состояния гипоксии (недостатка кислорода). Это позволяет переключиться в активное состояние, при котором тренировки с партнером не будут изнуряющими.

Девиз нашей школы винчун: «брать у другого – учиться самому». Это значит, что каждый студент занимается исключительно для себя. Группа – это не тусовка, а место, где каждый находит именно то, ради чего туда пришел. Ну, или не находит 🙂

Развитие экстремальной чувствительности рук.

Существует три разновидности «слушания руками»: тактильная чувствительность, структурная чувствительность и чувствительность при кратковременном контакте. В первом случае необходим легкий продолжительный контакт кожей (в идеале – в области предплечий); во втором – длительный силовой контакт с любой частью тела, с выведением усилия через точку контакта в позвоночник; в третьем – легкий кратковременный контакт с бьющими конечностями противника, с мгновенным сбросом усилия и разрывом контакта. Различные способы слушания обусловлены тактико-техническими характеристиками и личными предпочтениями практикующего. Кому-то удобнее работать на дальней дистанции, «изматывать противника бегом». А кому-то уютнее в плотном клинче или на расстоянии гарантированного удара. В любом случае, для «чтения» намерений противника нужен контакт. Хотя бы самый легкий.

Можно замаскировать свою атаку с дистанции (её вектор, глубину и наполненность), используя неподвижность или обманные движения, но при контакте это всё легко считывается. Особенно «читаемыми» являются заранее запланированные комбинации, поскольку перед непосредственным применением мозг как бы «репетирует» всю связку, прогоняя по мышцам тонизирующий их нервный импульс. Поэтому нет никакого смысла тренировать комбинации более чем из двух движений – применить их практически невозможно. Противнику достаточно внести «коррективы» в одно единственное движение связки, как вся она тут же разваливается. Вместо этого следует тренировать контрудары на возврате после защиты и удары в темп атаки (в разрез). Контроль («мешание»), контратака и уход с линии удара – это одно единое действие. Слушать, бить и убегать всегда следует одновременно. Именно поэтому слушание руками имеет такое большое значение и его, в том или ином виде, практикуют во всех прикладных системах.

Но что делать, если противник тоже «слышит» весьма неплохо? Например, он может иметь борцовскую подготовку и действовать в клинче неожиданно эффективно. Или иметь опыт спортивного фехтования и двигаться на запредельных для соперника дистанции и скорости. Ответ прост – нужно тренировать «слушание» также на запредельном даже для подготовленного противника уровне. Речь идет о экстремальной чувствительности.

Для этой задачи существует упражнение quay gậy («вращение палочек»). Партнеры берут каждый по тонкой ветке бамбука или стеблю рогоза и соприкасаясь кончиками палочек выполняют ими вращения по кругу, стремясь сохранить постоянный контакт. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Кисть зафиксирована и неподвижна, большой палец вдоль линии палочки;
  2. Движение происходит только в локте, локти опущены вертикально вниз и не напряжены;
  3. Контакт происходит как можно ближе к кончику палочек;

Сначала выполняются вращения наружу, поочередно правой и левой рукой. Затем также выполняют вращения внутрь. Тот, кто вращает – ведущий; тот, кто «уступает» вращению – ведомый. Задача ведущего – находить в траектории «слепые зоны» (чрезмерное давление, отрывы и «провалы» внимания). Задача ведомого – сохранять контакт и расслабленность плеч. Ведущий время от времени может проверять ведомого, останавливая вращение или меняя его скорость. Таким образом, «засвечиваются» две основные ошибки – инерция и зажатость плеч. Рано или поздно выясняется, что это упражнение выполняется практически идеально. Это значит, что оно перестает «загружать» психику и настало время его усложнить. Для этого существует несколько вариантов вращений с повышенной сложностью:

  1. Одновременные вращения наружу или внутрь (один вращает одну руку, другой – вторую);
  2. Ведущий вращает одну руку (наружу или внутрь), а второй делает качающие движения в верхнем и нижнем положениях;
  3. Ведущий вращает одну руку, а второй «убегает» по кругу от контакта партнера;
  4. Ведущий вращает одну руку, а второй выполняет встречное кратковременное давление с резкой сменой направления (снаружи и сразу же изнутри);
  5. Используются не тонкие легкие палочки, а тяжелые толстые палки, обладающие бóльшей инерцией.

Все эти упражнения выполняют сходную функцию – научить человека «слышать» через палочку до локтя. Следуя принципу «хочешь, чтобы было хорошо – сделай плохо, а потом – как было», практикующий внезапно выясняет для себя, что убрав палки, он слышит уже не до локтя, а до плеча. Этого вполне достаточно, например, для чтения среднестатистического «винчуниста», поскольку подавляющее большинство занимающихся «традиционным китайским винчуном» способны отпустить свои руки только до локтя, сохранив при этом зажатые плечи. Но этого уровня совершенно недостаточно для противодействия подвижным и реактивным спортсменам (боксерам и борцам).

«Слушание» — это отнюдь не абстрактный термин, а набор вполне конкретных ощущений. Оно различается по степени «глубины» проникновения внутрь структуры движения противника. Чем на более ранней стадии удается распознать вектор, глубину и наполненность движения, тем больше времени остается на реагирование, и тем более адекватным будет ответ. В отличие от «внешних» физических показателей, таких как скорость реакции, силовая выносливость, координация, «внутренние» наработки, а точнее – приобретенные свойства психики, как-то: «слушание», тайминг, умение терпеть боль, с возрастом не деградируют, а наоборот, имеют свойство накапливаться.

По степени глубины «слушание» можно разделить на:

  1. Определение активной стороны (руки) – правая или левая; как развитие – определение ведущей руки и её «запаковывание»;
  2. Определение момента движения головы вперед (идеальный момент для встречного удара);
  3. Определение движения массы противника вперед (идеальный момент для разрушения его баланса);
  4. Определение опорной ноги противника – правой или левой (для минимизации угла входа внутрь его позиции во время опережающей атаки)

Первый блок упражнений предназначен для подготовки к первому уровню слушания, тренируемому в упражнениях quây tay («вращение рук») и quây tay tự do («свободная работа руками»).

Для перехода на второй уровень, необходимо выполнять вращения (как просто руками, так и палочками) в движении вперед и назад обычным шагом. Акцент в этом упражнении смещается с сохранения контакта (руками или палочками) на удерживание постоянного расстояния между партнерами. Выполняя это упражнение с повязкой на глазах и резкой сменой направления движения, можно развить слушание момента внезапного движения верхней части тела партнера вперед и своевременно «сбежать» от прямого столкновения.

Чтобы слышать не только движение верхней части партнера (головы и плечевого пояса), но и предвосхищать движение его массы вперед, необходимо выполнять вращения в движении вперед и назад, но с постоянной сменой скорости (как перемещения, так и вращений). Если вращения медленные – перемещения происходят почти бегом, если вращения быстрые – перемещения очень плавные и слегка затянутые. Когда удается сохранять контакт при постоянно «плавающей» скорости движений, это означает, что «слышно» не только верхнюю часть партнера, но и инерцию его центра массы (таз, бедра и живот).

Последнее усложнение упражнения – определение опорной ноги. Сначала вращения выполняются в движении приставными шагами вбок, вправо и влево. Смена направления с закрытыми глазами создает условия для «узнавания», на какой ноге партнер находится в данное мгновение, а также, насколько жестко он на нее опирается. После освоения этого упражнения можно переходить к финальному варианту вращений палочек – свободному перемещению с завязанными глазами (сначала только одного партнера, а затем и обоих). В этом случае придется учитывать не только действия партнера, но и окружающие препятствия.

Если через палочки слышно до локтя – при контакте руками – слышно до плеч. Если через палочки слышно до плеч – без них слышно до поясницы. Если через палочки слышно до поясницы – при их отсутствии слышно до стоп. Если через палочки слышно до стоп – весь партнер становится как открытая книга.

В данной статье речь идет только о развитии тактильной чувствительности. Тема анти-борцовской и анти-ударной подготовки (выслушивания структуры костно-сухожильной системы и «ударное» слушание) остается пока нераскрытой.