Такой винчун нам не нужен.

15 лет прошло, как в нашу жизнь вошел интернет, а вместе с ним и традиция заочных выяснений чей винчун длиннее и толще. Самыми популярными темами для «клавиатурных боев» остаются три вопроса:

  1. Как научиться винчуну у самого себя?
  2. Где чемпионы по ММА?
  3. Чей винчун «истиный»?

Если с первыми двумя вопросами за 15 лет более менее разобрались, то за право назвать всех вокруг (кроме себя) «ненастоящими», до сих пор идут оживленные дискуссии. В одной только теме на будо-форуме наколбасили уже 229 страниц. А между тем, вопрос нетривиальный. Его можно сформулировать так: «как определить, что ваш учитель – мошенник»?

Для этого существует проверенный чужим временем и собственным здоровьем критерий: «покажи, что ты делаешь, и я скажу кто ты после этого». Дело в том, что в первую очередь, обучение бою – это смена стереотипа поведения. От того, что и как мы тренируем, напрямую зависит то, как мы ведем себя в критической ситуации. Невозможно обучаться шарахаться от нападающего на тренировках, а потом в драке вдруг побежать на него, поливая ударами. Как говориться, «кто на что учился…».

В системе нашей школы существует правило: «нельзя пугать студента». Это означает, что во время обучения «рука-в-руку», нельзя создавать обучающемуся чрезмерно стрессовую ситуацию. Стресс возникает в двух случаях – если обучающийся испытывает боль или спешку. Хреновый учитель винчун как раз и характерен тем, что не только бьет учеников, но и систематически их «обгоняет». Вот об этих самых «доставалках-обгонялках» и пойдет речь.

Первый, самый очевидный вариант ускорения, можно наблюдать при демонстрации техники на неподвижном ученике. В ответ на один «застывший» удар, «учитель» успевает не только защититься двумя-тремя блоками, но и нанести серию ответных ударов-«доставалок» (в которые невозможно вложиться в силу того, что выполняются они только движением кистей).

Более изощрённый метод «подачи себя как мастера», заключается в параллельном с демонстрацией, «забалтывании» ученика своими комментариями. Так отвлекая внимание и перегружая психику, «мастер» заставляет таки ученика замирать после каждого его движения, чем и пользуется, заполняя паузы своими действиями.

Существует ещё более тонкий метод «отъёма инициативы у населения», который состоит в изменении траектории своих ударов «по ходу дела», например, для обхода защиты обучаемого или её сдвигании в сторону. Такие действия могут быть выполнены только на малой скорости, так как в процессе реального удара невозможно изменить траекторию его движения.

Теперь поговорим об «бесконтакте» и всех его мерзких проявлениях. Бесконтакт – это боль и унижение. Есть такая пословица: «если долго бить, даже заяц закурит». Обучающегося периодически (иногда как бы «случайно») бьют, приучая к мысли, что это нормально. Убедить сознание в «нормальности» этого конечно можно, но куда девать врожденные рефлексы? Когда человек дергается от каждого удара, а ему при этом шепчут на ушко: «расслабься», возникает какой-то не очень когнитивный диссонанс. Сознание человека сужается, тело реагирует независимо от воли, и вот уже готова почва для демонстрации «энергии цы». Уже нет необходимости бить по щам каждый раз, достаточно, чтобы подопытный увидел тянущуюся к нему руку или хриплое дыхание «мастера» за ширмой, как бы намекающего ему «падай…».

В таком откровенном виде «бесконтакт» в винчуне весьма редок, но часто встречаются его более завуалированные варианты. Первый способ «задергать» студента – заставить его «блокировать» демонстративно недоведенные до цели удары. Обучающийся привыкает реагировать на удары, которые принципиально не могут быть опасными, так как руки бьющего полностью разгибаются до контакта с целью. Это приводит к полной неспособности винчуниста работать с подвижным противником, так как его «чувство дистанции» изначально искажено. Второй вид ошибочных действий – это «погоня за руками». Исподволь студенту внушается мысль, что его руки должны быть в постоянном контакте с руками противника. При сближении с противником, винчунисты, чудесным образом, вместо того, чтобы надавать друг другу по роже, тянутся друг к другу своими «липкими руками». Формируется это отклонение благодаря тому, что большинство действий обучающийся привыкает осуществлять УЖЕ из контакта.

Подводя итог, можно сказать, что «истинным» винчун не может быть по определению. «Истинными» могут быть только люди. Если учитель винчун постоянно доминирует, разгоняет или тормозит психику ученика, создает ложное представление о реальности, то он мошенник. Признаки «неистинности»:

  1. Демонстрация на неподвижном студенте. Противоречит правилу «работать от движения, а не от положения».
  2. Объяснения «как это должно быть» вместо исправлений конкретных ошибок конкретного ученика. Противоречит правилу «быть не лектором, а доктором».
  3. Демонстрация перехода от защиты к контратаке только на маленькой скорости. Противоречит правилу «один такт – одно действие».
  4.  Полновесные удары во время демонстрации. Противоречит правилу «нельзя пугать студента».
  5. Демонстрация (недоведение до цели) ударов. Противоречит правилу «нос к носу, а не нос к кулаку».
  6. Сохранение постоянного контакта. Противоречит правилу «одна мысль – бить».

Возникает вопрос, что же делать, если ваш учитель – опытный винчунист-мошенник? Можно конечно и канделябром по ушам, но лучше снимите его на видео и выложите на ютуб. И ему приятно, и нам весело.

Как овладеть винчун: прагматизм или рациональность?

Если наблюдать за студентами, изучающими винчун в течении многих лет, можно заметить, что некоторые из них прогрессируют на порядок быстрее остальных. Отличительная черта таких людей – сочетание врожденных способностей и трудолюбия. Также можно заметить следующее. У тех учителей, которые могут пробудить интерес к деталям, общий уровень тренирующихся выше, чем у тех, которые сами прекрасно владея винчун, передают его как один единый навык, предлагая ему подражать. Дело в том, что система винчун изначально создавалась как апгрейд к навыкам уже состоявшихся бойцов. В последствии была разработана методика тренировки «с нуля», пригодная для обучения подростков – с делением на «уровни» и большим количеством формальных технических комплексов. Тренировка больших «детских» групп – это всегда отбор. Не все склонны проявлять способности и трудолюбие, чтобы пройти все «уровни» до конца. Таким образом, на одного студента, действительно овладевшего винчун, приходится масса людей, владеющих технической стороной системы, но не понимающих её целостной сути. Происходит это потому, что ребенок в принципе может обучаться только одним способом – прямым подражанием. У китайцев есть даже такое понятие «учился у старика» (т.е. ученик скопировал вместе с полученным умением и его возрастные ограничения – короткий шаг, согнутую спину и т.д.). В противоположность этому, у взрослого человека имеется способность к осознанному обучению. Взрослый, в отличие от ребенка, имеет целостную картину окружающего мира и осознает себя в нем. Он способен принять ответственность за свои действия и в состоянии отличить объективную реальность от своего воображения. Как правило, взрослый человек обладает опытом, достаточным для того, чтобы точно представить себе конечную цель обучения.

Безусловно, в начале обучения, некоторое время все равно будет затрачено на развитие специфической координации движений. Учитель должен показать и объяснить, а студент – повторить много раз. В системе нашей школы этот опыт ограничен одним единственным упражнением – «xoay chân» («вращение на стопах»). Это поворот на месте с ударом кулаком и защитой другой рукой. Дальше начинается тренировка качественной стороны системы (того, что в современном мире ТКБИ принято называть «усилиями») и приобретение практического опыта.

В связи с тем, что подавляющее большинство современных «винчунистов» сконцентрировано как раз на технике (и вполне этим удовлетворены), возникает закономерный вопрос: зачем тренировать «качества»? Дело в том, что, единственное отличие винчуна от других стилей как раз и состоит в «качествах»-усилиях. В очень грубом приближении, винчун – это сочетание двух базовых («коренных») умений – способности передавать усилия из ног (одной ноги) в руки (пришедшего из стиля «кулак белого журавля») и умения «змеей» просачиваться сквозь руки противника (привнесенного из комплекса «12 эмейских столбов»).

Винчун – очень и очень простой стиль. Можно даже сказать не стиль, а навык. Не даром существует огромное количество его вариаций, очень отличающихся техникой, но тактически очень похожих: вход, контроль и непрерывная атака. С практической точки зрения, достаточно овладеть хотя бы одним ударом и довести его до уровня трюка, чтобы получить тот же результат, которого добиваются в течение долгих лет за счет полного технического превосходства.

К сожалению, в современном мире винчун «правят бал» как раз технари. Они верят в «научные принципы» винчун, «геометрию» движений, «динамику» и прочую хрень, подкрепляя свою веру уверенными победами над физически более слабыми соперниками в полу-дружеских «встречах». Откуда же такая уверенность в том, что агрессивный обмен ударами, это и есть сущность винчун? «Я победил – значит я прав!» Это подход прагматика, воспринимающего реальность сквозь призму личного опыта, и не представляющего себе возможностей за его пределами. А реальность такова, что всегда найдется более мощный, более опытный или более агрессивный противник, с которым обмен звездюлями может закончится весьма плачевно. Собственно победа не может быть критерием эффективности! Что же тогда делать, как понять насколько «правильно» мы занимаемся? Такой критерий есть. Это «положительный опыт».

Традиционно сложилось так, что люди, создававшие методику нашей школы, практиковали также и буддизм. Они приложили принципы буддийского учения (равновесие, последовательность, осознанность) к обучению винчун и получили удивительный результат. Выяснилось, что нет никакой необходимости обучать каждому упражнению, каждой технике, всей системе целиком. У каждого студента свои собственные ошибки, свои собственные способности и ТТХ. Исправлять нужно конкретные проблемы каждого конкретного человека. Нет необходимости обучать студента тому, что он физически не способен применить. Каждого нужно обучать индивидуально, черпая «рецепты» из целостной системы. «Нужно быть не лектором, а доктором». «Не подражать, а выращивать». «Постоянно и постепенно наращивать усилия». «Соединять качества». Таким образом, ученик медленно, но верно подводится к моменту, когда он естественным образом способен оценить результат своих собственных действий. Тогда этап «обучения» заканчивается, и начинается период «практики» (т.е. получения своего собственного личного опыта). Традиционно под «практикой» подразумевалось «хождение по школам». Студент приходит в чужую группу и просит себя «побить». Как правило, никто не отказывает. В процессе «побивания» изучается техника и тактика соперников. Затем студент уходит, готовится и повторяет «заход». Так повторяется до тех пор, пока он не найдет способа полностью переиграть соперника. Сначала он проигрывает. Затем примерно 50/50. И в конце – полное преимущество. Таким образом формируется положительный опыт. Если положительный опыт формируется быстро – значит «обучение» было успешным.

Обобщая, можно сказать, что главная задача изучающего винчун – научиться трансформировать свой негативный опыт в положительный. Даже в течении одного поединка. Получил удар – подумай, а затем уже действуй. Это рациональный подход.