Термин martial arts («боевые искусства») – это дошедший до нас отголосок выражения 武術 (кит. wushu, яп. budjutsu – «воинское искусство»). Это общее понятие, описывающего процесс, но не отражающее сути самого явления. Сущность боевого искусства определяется его целью. Традиционно вьетнамцы различают три вида «боевой» активности: võ thuật («боевое искусство»), võ biến («боевое умение») и võ đạo («боевой путь»). Для непосвященного наблюдателя все эти разновидности «боевой» практики выглядят абсолютно одинаково. Понять различия между ними способен только специалист, понимающий цели тренирующихся во всех трех случаях.

Цель võ thuật («боевого искусства») – повышение своего социального статуса, доминирование в социуме. Типичный пример – спортивные единоборства. Способ, которым это достигается – создание необходимых условий для демонстрации своего превосходства. Это могут быть трюки «циркового кунгфу», или бои по ограничивающим действия правилам, — в любом случае, все действия сводятся к одному – признанию чьего-либо превосходства в заданных условиях. В случае с «переменными условиями», например, в уличной драке, навыки, полученные в спорте или «трюковом кунгфу» работают абсолютно рандомным способом (т.е. или да или нет – 50/50). Также такая практика воспитывает в человеке эгоизм и понижает социальную ответственность (проще говоря, делает из занимающихся бездушных карьеристов, не задумываясь идущих по головам своих товарищей). Недаром большинство современных «успешных» политиков и бизнесменов – бывшие спортсмены.

Цель võ biến («боевого умения») – получение навыков деятельности в профессиях, связанных с насилием (военные, полиция, охрана, криминал). В данном случае, собственно тренировка умений, — это всего лишь «теоретическое обеспечение» к собственно практике, которая представляет собой жесткий алгоритм определенных тактических действий. Например, для военных: а) встречный бой – «оценка -> сближение -> уничтожение» или б) захват языка – «изоляция -> выключение -> транспортировка». Для полиции: «сближение -> обезоруживание -> фиксация -> конвоирование». И т.д. Сами по себе прикладные навыки не имеют какого-либо негативного эффекта на практикующего, но вот их «профессиональная деятельность» деформирует личность, воспитывает в человеке склонность решать сложные задачи простым способом и отключает способность к эмпатии (т.е. привычку видеть в другом человеке личность, а не только лишь объект для насилия). Прикладуха воспитывает социопатов. Это можно сказать, медицинский факт.

Цель võ đạo («боевого пути») – интеграция в социум за счет позитивизации своего «нормального» состояния. Собственно, само «боевое умение», тут выступает всего лишь как инструмент для создания определенной ситуации, с заранее определенным и очень тонко настраиваемом уровнем стресса. С таким же успехом можно заниматься стрельбой из лука, каллиграфией или распитием чая. Но уровень реализации в практике боевого искусства намного выше, так как конгруэнтен тому уровню «приемлемого» стресса, на который можно выйти в дружеском поединке. Võ đạo – это самовоспитание.

Начиная с Nguyễn Tế Công, все наиболее значимые мастера вьетнамского винчун (Trần Văn Phùng, Ngô Sĩ Quý, Trần Thúc Tiển) активно практиковали đạo phảt (северо-вьетнамский вариант буддизма). Это нашло отражение как в их понимании целей практики винчун, так и в методике его преподавания. Все они начинали с võ biến (прикладного умения), но с возрастом неизбежно приходили к пониманию võ đạo (подвижничества), как единственной жизненно-значимой и осмысленной форме практики винчун.

Чтобы понять, что такое «мягкость», необходимо сначала определить, что же такое её противоположность – твердость (вьет. cứng). «Кын» — это фиксация внимания, приводящая к распространению напряжения на всё тело. «Сбросить твердость» (вьет. chữa độ cứng) – означает овладеть умением сохранять нейтральное состояние (спокойное ровное дыхание, внутреннее и внешнее равновесие) в любой стрессовой ситуации.

Существует два очень трудно принимаемых понятия, непонимание различия между которыми может увести практикующего совершенно в другую сторону. Это «корень» и «качество». «Корень» винчун – спокойный дух. «Качество» винчун – это количество силы, которое практикующий способен генерировать без потери спокойствия духа. «Корень» — это состояние, «качество» — это навык. Можно иметь очень высокий уровень в практических навыках винчун, быть очень сильным физически и иметь огромный боевой опыт, но не иметь «корня». Жизнь такого человека несовершенна. Как правило, он часто болеет и эмоционально нестабилен. С другой стороны, человек, понявший «корень» (овладевший навыком сохранять спокойствие не за счет усилия воли, а путем изменения своего «привычного» поведения), может не иметь выдающихся достижений в применении своих умений, но его жизнь легка и наполнена позитивом. Такой человек «принимает то, что приходит; отпускает то, что уходит; действует по необходимости». Это квинтэссенция идеи винчун.

Может показаться, что всё вышесказанное – это какая-то абстрактная чепуха, не имеющая отношения к практике винчун. Это не так. Это прямое указание и на цель, и на метод её достижения.

Когда говорят о «мягкости», «округлости», «пластичности» вьетнамского винчун, имеют в виду вполне конкретное упражнение («свободное вращение», вьет. quây tự do), выполнение которого составляет ядро практики võ đạo. Ключевым элементом взаимодействия партнеров во время выполнения quây tự do является их способность «держать паузу». «Пауза» –  это отсутствие желания доминировать, а также сознательное «бездействие», дающее партнеру время проявить инициативу.

«Пауза» –  полностью противоположна «реагированию». В ситуации контакта рукой, когда партнер наносит удар, если вы держите паузу, его рука скользит по точке на вашей руке, и вы моментально понимаете вектор, глубину и наполненность его удара. После того, как «считывание» произошло, вы делаете «три как одно» (смещаете его атакующую руку, бьете его этой же рукой и одновременно уходите с линии его атаки). Как правило, неподготовленный человек способен только отреагировать одним из двух этих элементов: ударить одновременно с ударом партнера (и попасть в размен), либо защититься от удара (и зафиксироваться на его первой атаке, пропуская его следующее движение).

Естественно, сделать «три как одно» — очень непростая задача для новичка. Поэтому начинающего сначала подгружают более простыми решениями: защита+уход с линии, атака+уход с линии, защита и атака другой рукой, одновременная защита и атака другой рукой, защита и атака той же рукой, и наконец – защита+атака+уход с линии удара. Как показывает практика, «перепрыгнуть» эти ступеньки никому не удается.

Отказ от «реагирования» и переход к работе «от пропущенного удара» – это поворотный момент в практике винчун. Способность «держать паузу» в критические моменты жизни полностью меняет наше отношение к ней. Эти мгновения – шанс «услышать» не только своего партнера, но и самого себя. Понять не только, «кто я?» и «зачем я?», но и ответить на самый сакраментальный вопрос в своей жизни «который час?».