Винчун – система безоружного боя, заточенная под специфическую ситуацию – противостояние физически слабого человека более сильному агрессору на очень близком расстоянии («нос к носу»). В этом главная особенность винчун как стиля. Другие системы традиционных китайских боевых искусств специализируются на решении множества других возможных ситуациях: маневренном бое одновременно с большим количеством противников, противодействии вооруженному противнику с помощью «набитых» конечностей и «железных» захватов, подавлении воли к сопротивлению с помощью упреждающей атаки и т.д. Тактику винчун можно описать одной формулой – «бей и беги». Противник заранее рассматривается как невероятно опасный, более опытный и физически более мощный. Поэтому никакого «честного» обмена ударами, никакой «предупредительной» агрессии в винчун быть не может. Винчун – это быстрый вход с одновременной серией внезапных ударов в самые уязвимые части человеческого тела (глаза, пах, горло, диафрагму, виски, суставы) и мгновенный разрыв дистанции на безопасное расстояние. Такую тактику поединка можно считать идеальной для решительного, но физически слабого человека. Порывистые, подвижные, импульсивные люди имеют особый тип психической организации. Им свойственно реагировать действием на любую внешнюю угрозу. Таким действием может быть, как встречная агрессия, так и стремление её избежать. В процессе передачи традиции стиля, обладателями системы винчун не всегда становились только «реактивные» адепты. Среди них были и более сдержанные флегматы, с более устойчивым (но и более инерционным) типом психики. Про таких людей говорят, что они «медленно запрягают, но быстро ездят». Для «разгона» собственных реакций им были необходимы другие условия: полная сосредоточенность на действиях противника, тотальное доминирование с самого начала боя, циклическая повторяемость собственных действий. Благодаря таким людям, в современном мире винчун появились его разновидности, в которых традиционная система подготовки стала трактоваться исходя из личного опыта каждого тренирующегося. А опыт как раз и свидетельствовал о том, что самый простой путь к победе — подавить противника градом ударов. Такой набор «коронных ударов» для каждого практикующего индивидуален и обусловлен как его физическими возможностями, так и слепым подражанием известным авторитетам. Вера в универсальность собственного опыта привела к тому, что винчун как «стиль», как единая система, превратился в множество локальных «направлений», каждое из которых позиционирует себя как самое «истинное» и «аутентичное».

Для этого явления существует более точное понятие – «школа». Например, часто говорят о некоем «гуанчжоуском винчуне» (из г. Гуанчжоу). На самом деле, это школы учеников двух мастеров – Юэнь Кайсана и Чун Бо. Если говорят о направлении «гонконговского винчун», то имеют в виду, скорее всего, школы учеников Ип Каймана. Если о «фошаньском винчуне» – значит о школах Пэн Наня, Юй Чоя и Пао Фаленя. То же самое можно сказать и о «вьетнамском винчун». Такого направления винчун не существует. Есть школы учеников Юэнь Цзивэня – Нго Си Кюи, Ва Ба Кюи, Чан Тук Тьена, Чан Ван Фунга и Нгуен Зюй Хая. Это совершенно разные системы обучения. Каждая из них имеет рациональное зерно и полностью настроена под своего «создателя». Но это совсем не означает, что любой практик конкретной школы винчун сможет «настроить» её под себя. К сожалению, «универсальная» методика обучения сохранилась далеко не во всех школах винчун. Например, в школе Ип Мана её не было изначально. Его последователям пришлось самим создавать её, практически с нуля (как это сделали, например, Леун Тинг и его ученик Кейт Керншпехт). Точно такая же ситуация произошла в нашей школе. Юэнь Цзивэнь («Нгуен Тэ Конг») каждого студента обучал лишь той части системы, которая решала именно его индивидуальные задачи. Ученик Тэ Конга Чан Ван Фунг использовал методологию даофат (мирского буддизма) для того, чтобы создать универсальную систему обучения винчун. Удивительным образом, система парных упражнений нашей школы сделала простым и понятным всё то, что неочевидно присутствует в других современных школах винчун. Такое впечатление, что благодаря буддийской проницательности, Чан Ван Фунг смог заглянуть в источник происхождения винчун и вернуть ему первозданное изящество решений и простоту. Следуя методике «постепенного постоянства», нет необходимости быть каким-то особенно «реактивным», не нужно быть одаренным от природы. Двигательный талант естественным образом «выращивается», так, как это происходит у ребенка. Ученик с каждым годом становится чуть-чуть сильнее, немного более быстрым и ловким, и всё в большей степени точным. Эти изменения имеют определенные временные ограничения, обусловленные нашей физиологией. Мышцы «созревают» через полгода-год, сухожилия и связки – через 3-5 лет, кости трансформируются через 7-9 лет. Кардинальные изменения психики происходят только спустя 10-12 лет постоянных тренировок. Одна из аллегорий понятия винчун («прекрасная весна») отсылает нас к пословице «не надо тянуть траву из земли; весной трава растет сама».

Таким образом, стиль винчун — это алгоритм поведения человека в бою, а школа винчун — это путь, ведущий к освоению этого алгоритма. В сознании обывателя между этими двумя понятиями нет никакой разницы. Для него винчун — это именно то что он видит перед собой в данный момент (или способен увидеть). Если это два дрищеватых подростка, глубокомысленно качающие перед собой «липкие руки», — он будет их сравнивать с чемпионами мира по боксу. Если это пузатый поглотитель гамбургеров, неизвестно с какого перепугу возомнивший себя бойцом винчун, и вылезший, со всеми своими тараканами, в «восьмиугольник», — его сравнивают с профессионалами ММА. Что уже говорить о тех «диванных» экспертах, кто пребывает в полной уверенности, что самый настоящий винчун — это именно тот, который исполнял Донни Йен в фильме «Ип Ман», а всё остальное — «рабинович напел». Нельзя судить о системе по её отражению в кривом зеркале чьих-то иллюзий. Нельзя судить об эффективности винчун,  глядя на образцы дворовой самодеятельности, неистовой рекламной пурге или  «подвигам» отдельных фриков. Для начинающего практиковать винчун очень важно научиться строить свой персональный опыт на системообразующих навыках (коллективном опыте), а не на личном опыте обучающего. Это сделать очень не просто. Критерием правильности выбора может быть только следование своей собственной природе, эффективное использование своих индивидуальных физических возможностей и сохранение в бою способности к импровизации. Если ученики похожи на учителя — он плохой учитель. Если они все выглядят по разному, но действуют одинаково эффективно — хороший. А если в школе единственный эффективно действующий боец — это сам учитель, сломайте ему ногу — пусть будет как все ;)