Человек, впервые решившийся заняться чем-то «боевым», обычно, очень смутно представляет себе, что, собственно, представляет собой этот самый «бой». В зависимости от поставленных задач, возможны различные виды боя:

1.Учебный поединок с партнером. Цель – развитие самоконтроля, расширение внимания, взаимная помощь в обучении технике, развитие внутренних и внешних качеств, а также проверка их текущего уровня. Критерий оценки – удерживание поставленной задачи достаточно продолжительное время.

2. Дружеский спарринг с оппонентом. Цель – проверка уровня физической и технической подготовки, как своего, так и «противника». Критерий оценки – количество результативных действий (меньше пропустить и больше нанести ударов).

3. Соревновательный спарринг с условным «противником». Цель – победа по правилам, установленным на соревнованиях. Критерий – невозможность «противника» продолжать поединок (нокаут, сдача) или выигрыш по очкам (бОльшее количество ударов, бросков, или просто бОльшая активность).

4. Уличная драка в целях самозащиты. Цель – выживание, уход от конфликта с минимальными потерями. Как правило, происходит с превосходящим по силе, и/или вооруженным холодным оружием, противником/противниками. Критерий – прекращение агрессии. Метод – избегание встречного боя, неожиданное нападение на агрессора.

5. Нейтрализация противника, задержание. Как правило, используется профессионалами при их подавляющем преимуществе (группой против одного, с использованием оружия). Цель – изоляция противника и его обездвиживание, с последующим конвоированием  или транспортировкой. Критерий успешности – скорость и слаженность совместных действий.

6. Встречный бой на поражение. Возможно применение оружия с обеих сторон. Цель – выполнение поставленной тактической задачи и быстрое устранение противника. Критерий эффективности – скорость убийства противника.

7. Внезапное нападение с целью убийства (например, снятие часового). Цель – уничтожение неготового противника максимально быстро и незаметно.

Каждый «уровень» боя, будучи выполнен эффективно, выглядит как следующий за ним по «градусу агрессии». Например, Учебный поединок на высоком уровне похож на спарринг, так как выполняется на высокой скорости и с полным вложением силы, но без взаимной агрессии. Дружеский спарринг похож на соревнования, но без внешнего контроля судьи, т.е. с сохранением самоконтроля. Соревновательный поединок на высоком уровне происходит с включением тактического мышления, для того, чтобы избежать обмена ударами и замаскировать свои атаки. В уличной драке с превосходящим по численности противником также важна «изолирующая» тактика: отключение или взятие в заложники наиболее «авторитетного» противника, лишение противников зрения или подвижности. Силовое задержание на высоком уровне очень похоже на встречный бой, поскольку оно происходит без подавляющего преимущества над противником (в одиночку, без оружия против вооруженного, с нанесением увечий). Эффективный встречный бой происходит молниеносно и похож на внезапное нападение.

В каждом случае различны не только цели, но и методы их достижения. Проблема заключается в том, что невозможно одновременно обучаться разным видам боя. Полученные навыки вступят в противоречие и не будут достаточно эффективны. Например, спортсмен, привыкший к внешнему контролю на соревнованиях, не способен удерживать задачу в учебном поединке. Настрой на получение преимущества будет заставлять его постоянно доминировать, вместо того, чтобы помогать партнеру. Уличный драчун не умеет спарринговать, т.к. весь его опыт говорит о том, что нужно, невзирая на собственные травмы, максимально быстро отключить агрессора. Спецназовец, умеющий виртуозно резать часовых, может оказаться совершенно не готов к обычной кабацкой драке. А человек, всю жизнь «танцующий» с партнером в зале, в ситуации угрозы собственной жизни вообще может впасть в ступор.

Вывод: нужно тренировать именно то, что планируется применять; сама ситуация является главным условием, формирующим навык. Если хочешь спарринговать – надо спарринговать, хочешь соревноваться – надо соревноваться, хочешь драться – надо драться, а хочешь «танцевать» — надо «танцевать».