Особенность винчун – быстрый вход. Происхождение винчун не подтверждено документально, что породило массу спекуляций на эту тему. Единственное, в чем можно быть уверенным – техника винчун не уникальна и имеет прямые аналоги в других стилях Южного Китая. Это не удивительно, потому что в эпоху расцвета южно-китайского ушу в середине XIX века, взаимопроникновение техник различных стилей было обычным делом. Многие системы Фуцзяня и Гуандуна имеют очень узнаваемую манеру боя: фронтальное расположение к противнику, одновременная работа двумя руками и использование шаолиньского метода «короткого удара» (выдача усилия за счет вздрагивания поясницы и рук). Такое усилие ещё называют 驚 彈 勁 («испуганная сила»), потому что напоминает реакцию тела при уколе иглой.

Тактика «короткого удара» состоит в том, чтобы зайти к противнику с фланга, лишив его возможности атаковать дальними рукой и ногой, одновременно ограничив действия его ближних руки и ноги. Положение сбоку от противника также дает возможность атаковать фронтальную, боковую и заднюю части тела одновременно. В винчун также стремятся захватить эту позицию, но метод, который при этом используется, особенный. Подавляющее большинство т.н. «хакка-подобных» стилей используют для этого сочетание «шокирующего усилия» (коротким ударом по руке) и одновременного простого шага в сторону, разворачивая противника к себе боком. В винчун применяется совершенно другая идея – «шаг змеи». Змея не в состоянии отклонить движущуюся к ей опасность, но она может проскользнуть по ней и нанести один смертельный укус.

Особенности движения змеи – цельное скользящее усилие, источник которого невозможно определить визуально. Это принцип действия партизанского отряда, когда небольшая группа скрытно заходит на объект и совершает там диверсию, поражая наиболее уязвимые точки на выбор. Итак, особенность входа винчун:

  • скольжение стоп по земле (скрытный шаг без потери укоренения);
  • скольжение рук вдоль «мостов» противника (предплечье-плечо-надплечье);

Шаг с укоренением значит, что вес всегда на задней ноге, толчковая задняя нога двигается первой (толчок-обрушивание-шаг). Для неподготовленного студента это почти непреодолимая проблема, потому что мышцы его стопы недостаточно сильны. Именно поэтому, в современной интерпретации винчун, шаг вперед начинается с передней ноги (по принципу «гусеницы», а не «змеи»).

Скрытность означает отсутствие каких-либо предупреждающих сигналов для противника (нет раскачки, прыжков, наклонов, скручиваний и реверсивных движений). Для того, чтобы скрыть движение вперед, можно использовать отвлекающие удары в область глаз.

Вход в винчун можно разделить на два этапа – «вкручивание» и «сдвиг». «Вкручивание» — это реакция на прямую атаку противника, при которой происходит вход под острым углом к оси его движения. Если же противник сам пытается зайти с фланга, используется «сдвиг» ногами в ту же сторону, с целью восстановления доминирующего положения. Внешне эти действия довольно трудно отличить одно от другого, но применение очень точное.

Идея скольжения вдоль рук противника имеет свое воплощение в технике работы на манекене. Движения всегда идут вдоль «рук» манекена, а удары, хотя и входят перпендикулярно его оси, направлены вдоль его «тела» вверх или вниз. Приемы на манекене могут быть сгруппированы по трем типам контакта с «руками»:

  • прилипание с целью смены угла движением тела и последующее скольжение с ударом;
  • силовое воздействие на массу манекена с помощью толчка или рывка и удар на противоходе;
  • ударное воздействие на «руку» под острым углом и удар «рикошетом»

Руки в винчун работают по принципу «продольной волны», когда усилие генерируется с помощью рубящего «молоточного» движения, а выдается проникающим ударом. Похожая идея присутствует в движении змеи, которая ползает, опираясь одновременно всем телом, а усилие перетекает внутри него как вода. Поэтому в некоторых современных ветках винчун идея «рук журавля, тела змеи» осталась на уровне фольклора. «Продольная волна» формируется из «поперечной» с помощью увеличения частоты колебаний. Источником этой идеи принято считать стихотворные пояснения к системе эмэйского нэйгун «12 столбов» (峨眉十二庄).

Таким образом, единственное, что отличает винчун от других стилей – уникальный метод сближения с противником. Если шаги быстры, легки и незаметны, – это прощает многие технические ошибки.

Для развития легкости особенно важно научиться расслаблять в процессе движения нижнюю часть квадрицепсов (над коленом) и переднюю часть дельтовидных мышц. Это дает возможность «выпрыгнуть» двумя ногами с места без предварительного раскачивания массы.

Также важно укрепить мышцы голени, полностью разгибая опорный голеностоп во время тренировки поворота.

Если в положении, когда партнер упирается вам в плечи, вы в состоянии столкнуть его одним плечом, сильно ударить и шагнуть опорной ногой (без малейшего раскачивания телом и переноса веса на переднюю ногу), можно с уверенностью сказать – вы уже занимаетесь в нашей группе.