Понятие «боевое искусство» возникло в средневековье, в эпоху рыцарских дуэлей, и означало не умение управлять массами на поле боя, а личное мастерство. В наше время «боевое искусство» утратило свое первоначальное значение как средство выживания в бою и превратилось во что-то вроде спортивных занятий с элементами «духовного самосовершенствования». Спрос на «духовность» породил массу различных систем боевых искусств с собственной «философией», как правило, имеющей истоки в традиционных религиях: буддизме, даосизме, исламе. Что касается собственно боевого искусства, не как феномена современной массовой культуры, а в его первоначальном смысле, то оно также имеет свою собственную «идеологическую базу», не зависящую ни от каких от религиозных концепций. «Философия БИ» заключается в следовании трем идеям: борьбе со злом, рациональности и гуманности.

Борьба со злом. Как гласит пословица, «меч отделяет добро от зла». Добро воспринимается не как абстрактное понятие, а как конкретное проявление «природной нравственности» человека (инстинкта выживания вида). Это общее для всех живых существ свойство. Например, во время засухи животные не нападают друг на друга на водопое. Зло же – это наоборот, нарушение естественного хода жизни, бессмысленная агрессия, хаос и смерть. Бороться со злом – значит восстанавливать природный порядок, сохранять свою и чужие жизни, защищать слабых.

Рациональность. Сущность боевого искусства – нанесение вреда другим людям. Единственным оправданием этого может быть пресечение агрессии по отношению к своей семье, роду, племени. А вот защита религиозных убеждений или государства – это хитрая подмена, паразитирование на врожденном чувстве справедливости. В религиозной литературе невозможность различения добра и зла связано с существованием человека в раю. Вся современная культура направлена на то, чтобы вернуть человечество в это «райское» состояние невежества. Это особенно заметно в кино и литературе, где положительные персонажи уступили место «серым», творящим добро и зло, в зависимости от ситуации. Так как же «отделить добро от зла»? Не нужно идти на поводу своих эмоций. Необходимо включать осознанный выбор. Не выбирать «меньшее из зол», а осознавать последствия своего выбора и соотносить их с пользой для окружающих.

Гуманность. Не нужно путать её с гуманизмом, который является полной противоположностью гуманности. Гуманизм – это антропоцентризм, в котором мир крутится вокруг человека, а смысл его существования заключен в продлении жизни его личного «я». Для того, чтобы увидеть эту подмену, нужно понять ложность основополагающей концепции нашего существования – «я и мир». Не существует никакой «души», постоянного и неизменного «я». Наше собственное «я» соткано из сотен тысяч «я» окружающих нас людей. Также, как и их «я». В каком-то смысле, мы все – одно единое целое. Но вспоминая «себя» в прошлом, мы непрерывно создаем иллюзию существования своего неизменного «я». Гуманность – это понимание того, что не существует «других». Невозможно причинить зло кому-то и не причинить его себе.

Не нужно делать из боевых искусств религии, также как нет необходимости превращать их в спорт, развлечение или вообще, «услуги». Боевые искусства – это модель нашей реальности, крайне удобная для понимания своего места в ней.