Пять элементов винчун: слушание.

Слушание – это не сбор информации для прогнозирования событий, а физическое усилие, для определения необходимых изменений направления собственных действий. Слушание подобно действию эхолота летучей мыши, посылающей сигнал и считывающей его отражение для изменения направления полета.

Также, как первые три элемента (направленность внимания, движение с укоренением, выведение усилия вдоль оси противника), слушание постоянно, непрерывно и всегда качественно одинаковое. Оно основано на быстром переходе от инь к ян (и наоборот). Это не философская концепция или какой-то абстрактный совет действовать быстрее. Это прямое указание на способ взаимодействия с противником во всех возможных ситуациях: при пропущенном ударе, при нанесении удара, при легком контакте, при давлении противника, при захватах, сталкивании и т.д. Конкретное усилие в каждой ситуации может отличатся, но способ взаимодействия всегда одинаковый. Он заключен в древнем чэнюе про «чаншанскую змею»: «Если её ударить по голове, она ударит хвостом; если ударить по хвосту – ударит головой; если ударить посередине – ударит и головой, и хвостом». Это означает, что любое воздействие противника должно тут же возвращаться к нему через им же наведенный «мост», прямо вдоль его усилия, но в обратном направлении. Вдоль усилия, но не поперек и не навстречу ему! Это похоже на принцип перетекания друг в друга инь и ян на знаке «великого предела». При легком контакте это ощущается как легкое натягивание кожи в точке контакта. При силовом давлении или захвате – как «прокручивание» усилия прямо внутри точки приложения усилия. При приеме ударов – как встречное «срезание» усилия в точке контакта с одновременным опустошением половины тела (сменой опоры своей оси).

Понять правильное «усилие слушания» даже при тренировке «рука в руку» довольно сложно. Это происходит потому, что изменение направления этого усилия из правильного на ошибочное происходит очень быстро. Достаточно просто действовать автоматически, и инстинкт самосохранения заставляет вместо продольного усилия включать поперечное («гоняться за руками»), а вместо действия всем телом одновременно, реагировать только локально, в точке контакта.

Вот несколько подсказок, которые могут помочь адаптировать свои действия в соответствии с теорией «перетекания инь в ян»:

  • если вас толкают в плечо с акцентом наружу (как при чоудан), ваше встречное усилие пойдет вдоль грудной мышцы его бьющей руки в направлении его шеи;
  • если вас толкают сбоку в плечо (поперечное усилие, направленное в ось), встречное усилие идет вдоль грудной мышцы его бьющей руки в направлении от его шеи;
  • если вас толкают в центр груди (фронтальное воздействие на ось), ваше встречное усилие идет снизу в его ось, с одновременным понижением центра тяжести;
  • если вас толкают в живот горизонтально, действуйте, как в предыдущем случае;
  • если вас тянут за обе руки, действуйте как в предыдущем случае;
  • если вас тянут за одну руку, действуйте вдоль его руки по направлении его шеи, но с шагом в направлении рывка и одновременным понижением центра тяжести.

Возможных положений огромное количество и в каждом конкретном случае траектория немного отличается, важно понять принцип действия. Как только вы перестаете воздействовать на ось противника, даже самым легким касанием, он тут же воздействует на вас.

Существует три возможных ситуации, в которых проявляется ваш навык слушания:

  1. Статичный противник (прижат к стене, не понижает центр тяжести). Это идеальный вариант, так как вы можете заранее оценить его положение и заставить реагировать («гоняться за руками») именно так, как вам выгодно. Инициатива атаки уже находится на вашей стороне. Достаточно его ударить и этим заставить защищаться уходом или блокированием, заранее запланировав «перенос огня» под удобным для вас углом. Это ситуация переигрывания, «фехтования».
  2. Двигающийся противник (сближается и активно обходит с флангов). Инициатива уже не только у вас, или она может быть очень быстро потеряна. Тут важно спровоцировать противника на заранее подготовленную атаку. Например, сближением вызвать его атаку прямым ударом и ударить под его бьющую руку. Или ударом между его рук заставить их свести ближе к центру, чтобы открыть его фланг (шагнуть за его переднюю ногу). Важно точно понимать, в каком положении он окажется в следующее мгновение. Это ситуация провоцирования, подготовка своей «коронки».
  3. Ситуация предварительного контакта. Самая популярная среди винчунистов, хотя и наименее вероятная. В реальности, противник на этой дистанции клинчует с ударами головой и коленями, хватает за одежду и «треплет», делает проход к поясу или ногам для выведения из равновесия. Это не очень похоже на «чисао», но всё же это наиболее комфортное положение для начала атаки, т.к. весь инструментарий винчун рассчитан именно на эту дистанцию. Ключевым элементом на этой дистанции является опускание центра тяжести и укоренение. При плотном контакте, «слушает» (т.е. действует и меняет направление движения в соответствии с полученными сигналами) всё тело.

Таким образом, на тренировке необходимо от реактивных действий (определения бьющей руки, направления наклона тела, переноса веса, смещения, опорной ноги) постепенно переходить к активным (активному действию на ось и постоянному изменению угла этого воздействия в зависимости от встречного сопротивления). Если предыдущие три элемента недостаточно прокачаны, то сделать это будет сложно. Укоренение генерирует усилие одновременно с его выдачей, слушание позволяет обойти препятствия, а внимание дает возможность довести этот единый навык до приемлемого уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *