Во вьетнамской традиции существует такое понятие «võ thuật» («боевое искусство»). Смысл его несколько отличается от аналогичного европейского «martial art» и более близок к понятию «martial magic» («боевые фокусы»). Наиболее точно значение термина «võ thuật» можно выразить формулой «демонстрация силы для достижения успеха». 99% винчуна, который можно увидеть на просторах интернета – это именно «võ thuật». Амбициозные демонстрации неработающих, неэффективных, а порой – откровенно глупых действий, выдаваемых за винчун, в глазах неискушенного зрителя выглядят весьма реалистично. Когда же выясняется, что эти чудесные приемы в реале «не работают», причиной провала объявляется винчун как таковой. Так как же отличить кошерных винчунистов от узурпировавших это название любителей «боевого досуга»? Для этого нужно внимательно посмотреть на то, что и как они демонстрируют, а в особенности – на то, как действуют их оппоненты. Для простоты выполняющего технику будем называть ведущим, а его партнера – ведомым. Вот несколько признаков того, что перед вами обман со стороны ведущего:

  1. Нереалистичные удары ведущего. «Пятнашки» вместо ударов, удары останавливаются перед целью, либо идут просто в пространство перед собой, без привязки к каким-либо конкретным целям.
  2. Ускорение. Ведущий делает несколько действий в ответ на одно действие партнера. Если скорость будет одинакова, в один момент времени каждый из партнеров может сделать только одно действие.
  3. Сложно-координированные действия (смена направления при переходе от защиты к атаке). На малой скорости движения в разных плоскостях (поперечное и продольное усилия) прекрасно сочетаются, но при малейшем ускорении координация нарушается. Например, невозможно после отклоняющего в сторону «блока» сделать удар той же рукой.
  4. Отвлечение. Ведущий делает паузы между своими действиями (часто вставляя комментарии для «объяснения»), принуждая ведомого останавливаться и ждать дальнейших действий, вместо своевременного реагирования на них.
  5. «Запугивание» партнера. Ведущий наносит (якобы случайно) поражающие удары, вынуждая ведомого действовать по заранее задуманному сценарию, принимая на себя роль жертвы. После того, как «роль» выучена, возможны различные трюки с «нокаутом легким касанием» или «бесконтактом». Часто для этого используются партнеры, значительно уступающие ведущему по ТТХ.

А вот несколько признаков неосознанного «подыгрывания» со стороны ведомого:

  1. «Подача». Одиночная атака (удар или захват) с последующей остановкой. Приучает добровольно отдавать инициативу.
  2. «Ожидание подачи». Пауза во время циклично организованных действий (пунсао, лопсао и т.п. «дриллсов»).  Приводит к обучению задержке между собственными действиями, сдаче инициативы.
  3. Чрезмерность реагирование (реакция на касания, как на повреждения). Например, при ударе в корпус – сгибание; при ударах в голову – отворачивание; попытки защититься от всех ударов, вместо контратаки и т.д.
  4. Добровольная потеря равновесия (разновидность предыдущей ошибки). Вместо того, чтобы просто шагнуть в сторону потери равновесия, ведомый понижает центр тяжести, или вообще ложится на пол.

Соответственно, «правильный винчун», выглядит так:

  1. Удары ведущего реалистичны, но не травмирующие (сброс конструкции удара происходит внутри точки контакта);
  2. Скорость действий ведущего адекватна скорости ведомого (при медленных действиях она медленная, при быстрых – быстрая);
  3. На каждое действие ведомого ведущий совершает одно действие (нет техник, состоящих из нескольких движений);
  4. Ведущий разделяет объяснения и демонстрацию (сначала показал, потом объяснил);
  5. Вместо избиения партнера, ведущий медленно «проталкивает» свои удары, демонстрируя достаточность поражающего эффекта;
  6. Отсутствуют циклически повторяющиеся упражнения («дриллсы»), все эти «паксао», «чисао», «лопсао» и т.п. в которых тренирующиеся поочередно меняются ролями после каждого движения. Вместо этого, есть четко распределение ролей атакующего и контратакующего;
  7. Партнер не отыгрывает роль «мальчика для битья», отворачиваясь от воображаемых ударов и падая от малейшего толчка, а постоянно стремится вернуть инициативу;
  8. Как правило, «демонстраторы» должны быть одного роста, веса, физического состояния и умственного развития.