Что такое «вьетнамская йога»?

Вьетнамский термин «зыонгшинь» (dưỡng sinh) происходит от китайского «яншэн» (養生– yǎngshēng) и означает «вскармливание жизненности». Зыонгшинь — это практика цигун (氣功 – qì gōng/khí công) в позициях индийской йоги.

Цель зыонгшинь – продление активного периода жизни и долголетие. Это достигается путем обучения навыку ментального и физического расслабления, снятию психофизических «зажимов» (cứng). Способность к произвольному расслаблению, ведет к овладению двумя качествами:

  • умению управлять расширением сосудов, вызывая приток крови в нужной части тела или внутреннем органе, что позволяет лечить самого себя
  • умению произвольно вызывать у себя чувство «мышечной радости» (выброс эндорфинов) в процессе занятий ведет к позитивизации реакций в стрессовых ситуациях;

В отличие от популярной сейчас индийской йоги, акцент при выполнении упражнений ставится не на сохранение определенных положений, а на комфортности ощущений («приятной ломоты в мышцах»). В зыонгшинь не существует «правильного» и «неправильного» выполнения упражнений. Это система последовательно решаемых задач, которые каждый занимающийся ставит для себя сам и сам же оценивает успешность их выполнения, ориентируясь исключительно на свои собственные ощущения, а не на мнение авторитетов.

Упражнения выполняются в двух режимах:

  1. «Засыпание в позе» – полное расслабление и отключение всех ненужных мышц, как во время засыпания (дыхание естественное), с ощущением микродвижения в суставах (мобилизация);
  2.  «Дыхание через суставы» – локальное одновременное напряжение мышц-антагонистов во время задержки на вдохе с ощущением «вдоха в сустав», «распухания в суставе» и последующим расслаблением как в первом методе (пост-изометрическая релаксация);

В обоих случаях важно найти свой собственный естественный баланс между напряжением и расслаблением, между вдохом и выдохом. Для этого необходимо сначала овладеть «четырехфазным дыханием» (вдох – задержка – выдох – задержка). Такое дыхание регулирует количество углекислого газа и кислорода в крови, а также позволяет контролировать интенсивность и продолжительность упражнений. «Четырехфазное дыхание» основано на синхронизации работы участков головного мозга, отвечающих за естественное дыхание и произвольное дыхание. Для овладения этим методом дыхания нужно:

  • дождаться естественного выдоха, а затем выдохнуть оставшийся воздух;
  • дождаться желания вдохнуть;
  • естественно вдохнуть, а затем немного вдохнуть еще;
  • дождаться желания выдохнуть;
  • непрерывно продолжать этот цикл, как бы наблюдая за ним со стороны;

Внешне упражнения выглядят довольно просто, но внутреннее наполнение очень глубоко. Существует несколько устных правил, которых следует придерживаться при занятиях упражнениями зыонгшинь:

  • от простого к сложному;
  • от внешнего к внутреннему;
  • от формы к состоянию;

Не нужно спешить делать сложные упражнения, используя большую силу или длительные задержки дыхания. Иногда лучше сделать шаг назад и просто сохранять положения, без всяких дополнительных задач.

  • сгибание чередуется с разгибаниями;
  • динамические упражнения чередуются со статическими;
  • напряжение чередуется с расслаблением;

Смысл не в том, чтобы делать упражнения всё лучше и лучше, а в том, чтобы управлять своим состоянием. Наиболее ярко это понимается на контрасте, во время смены ощущений.

Для сохранения возможности ежедневного выполнения индивидуального комплекса упражнений, очень важно придерживаться режима сна и отдыха, соблюдать правила питания и гигиену. В самом сокращенном варианте, это значит:

  • ложиться спать в 21.00—22.00
  • ничего не есть после 18.00
  • раз в месяц полностью очищать ЖКТ

Если упражнения выполнялись правильно, появляется способность усилием воли нагревать или охлаждать свою ладонь. Постепенно это умение может быть распространено на любую часть тела или внутренний орган. Таким образом можно уменьшать головную боль, боль в спине, бороться с чувством голода и запорами, понижать или повышать кровяное давление, согреваться в мороз и терпеть жару.

Также меняется тип поведения в стрессовой ситуации: чувство опасности (реальной или воображаемой) больше не вызывает ступор (тонус мышц) или бессмысленную суету. Тело продолжает оставаться расслабленным, а дыхание – спокойным и ровным. Проявляется внутренний «танкист», который оценивает происходящее как бы «через глаза».

Еще одним положительным эффектом от занятий зыонгшинь является увеличение подвижности мелких суставов и позвоночника, что значительно уменьшает вероятность получить травму на тренировке. Поэтому упрощенный вариант зыонгшинь может использоваться в качестве разминки перед основной практикой винчун.

Что такое «вьетнамская йога»?: 15 комментариев

  1. Доброго дня. Спасибо за хорошие статьи. Хочу спросить про удар. Сколько максимально, если считать в %-ах от массы тела,вносится в удар, в ваше школе?

    1. Здравствуйте, Вадим. В процентах не возьмусь считать, у всех разная конституция. В идеале прямой удар кулаком должен наноситься массой предплечья, но, при необходимости, к этому можно добавить массу всей руки (предплечье + плечо), массу половины верхней части грудной клетки, массу таза. Больше нет смысла «нагружать» бьющую руку, так как при ударе тазом уже такая сила, что страшно повредить свой кулак. Вкладывать «движение тела» (инерцию), как это делают в ипмановском винчуне, в нашей системе считается неправильным.

      1. Благодарю за исчерпывающий ответ. Если не затруднит, объясните ещё, пожалуйста, смысл упражнения «лотьен»(не знаю правильно ли назвал). Оно выполняется только в паре?

        1. Термин «bộ lại bộ tiến» означает «вернуться назад, идти вперед». Это тип упражнений (в одиночку и в паре), предназначенный для тренировки «гашения» атакующего напора противника шагом назад и одновременной контратаки, с последующим входом вкручиванием бедер. В более широком смысле, «bộ lại bộ tiến» — это способ контакта с ударами противника, при котором нет жесткого противопоставления силы силе. Это как бить в мягкую подушку: особого сопротивления нет, но кулак вязнет. Достигается это за счет подставки рук или ног с одновременным их движением в одном направлении с ударом.

          1. Спасибо. А в одиночку вы отрабатываете с утежалением ? И в нем есть элемент суечана, я так понимаю?

  2. Смысл применения различных приспособлений в том, чтобы «подтянуть» какой либо элемент упражнения путем его изоляции и усиления нагрузки конкретно на него. Лом («утяжеление») нужен для того, чтобы научиться держать поясницу прямой. Долго махать ломом перед собой с согнутой спиной довольно тяжело и занимающийся вынужден подворачивать крестец вперед и вверх. Если у него нет проблемы с положением поясницы — нет и смысла тренироваться с ломом.
    Xoay chân — «вращение стопы». Это движение стопой внутрь + перенос веса. Смысл упражнения в сочетании атаки и одновременном уходе с линии атаки противника. Стопа вращается точно по середине. В лойтьен стопа вращается при движении вперед — на носке, при движении назад — на пятке. Вращение в суайчан и лойтьен есть, но смысл и техника выполнения совершенно разные.

    1. Спасибо за все пояснения. В общем все понятно, хотя и вопросов у меня достаточно. Но тут уже нужна практика для более глубокого понимания. Просто отлично, что такая техника, как у вас, и комплекс упражнений сохранились по сей день. Мне кажется, что «ипмановский» вин чун где-то исказился. Но, возможно, у кого-то он работает…

      1. «Ипмановский винчун» — это винчун учеников ипмана, а не его самого. Это несколько стилей, использующих разную технику и разную тактику боя. Уровень проработанности и унификация методик в этих системах также очень разные. Но известно, что побеждает не система, а человек. В оценке эффективности лучше опираться не на технику, а на качества (целостность тела, уровень координации и тайминга, силу ударов). Человек может делать всё «неправильно», но вовремя и сильно, — и тогда это будет работать. «Правильный» винчун — это всего лишь оптимальный именно для Вас, но не обязательно подойдет кому-то ещё.

        1. Согласен со всем. Но, я больше о том, что к этой самой эффективности быстрее приведёт, например, «квайтай» и «квайтезо», чем «чисао». Сколько не смотрел видео по винчун, ваши упражнения интуитивно понятны мне, как простому обывателю. Жаль,в Белоруссии ваших инструкторов нет.

          1. Чисао — классное упражнение, но его смысл где-то потерялся. В ипмановкий винчун это упражнение попало от Юэнь Кайсана (младшего брата Тэ Конга). Изначально это была тренировка phát sức («выдачи усилия») в движении, и в таком виде оно до сих пор используется у нас, а также некоторыми учениками Шум Нена. Термином «чисао» также называют драку через предварительный контакт (это болезнь всех винчунистов, и китайских и вьетнамских). Вот это крайне вредный стереотип действий, со временем приводящий к системному сбою чувства реальности.
            Квайтай — это тоже всего лишь упражнение, но предназначенное для другого — научиться читать намерения противника через очень легкий и кратковременный контакт. Такой, чтобы он не смог «прочесть» Вас. Совершенно спокойно можно обойтись и без этого. Тактильная чувствительность — это т.с. «вишенка на торте». А «корневой» навык — одновременное выведение силы в точку, короткий удар и подвижность. Квайтезо же — это упражнение по смыслу полностью противоположное спаррингу, тем более драке. В квайтезо партнеры работают друг на друга: подыгрывают, исправляют друг другу ошибки, исследуют возможности партнера на предмет их улучшения, иногда даже специально подставляются под удары.
            Если бы я жил в Белоруссии, то со спокойной душой занимался бы у Валерия Носова (ученика Януша Шиманкевича). После тридцати лет занятий винчун для меня совершенно ясно, что внешняя форма вторична по отношению к внутреннему наполнению. «Внутреннее» — это не какая-то мистическая энергия, а вполне ощущаемая тонкая координация (подвижный крестец, подвижные лопатки, подвижные ребра, подвешанная макушка, опора на пальцы и т.п.). Если тело работает эффективно, то любая техника становится эффективной. Даже самая «неправильная».

  3. ми. Скажите, когда достигаешь такой «координации», то все тело тоже приходит в некое состояние чувствительности и незажатости? И откликается ли психика на это положительно?

    1. Психика на всё откликается положительно, это её естественное свойство — адаптивность. Да, на контрасте от зажатости до «мягкости» ощущается некое состояние эйфории. Но смысл «снятия зажимов» (cứng) совершенно не в этом. Идея тренировки винчун заключается в том, что человек обучается привычке чувствовать дискомфорт каждый раз, когда его «зажимает» во время стресса и сознательно «сбрасывать» этот зажим (напряжение мышц диафрагмы, малого таза, шеи, мимических мышц). К стрессу невозможно привыкнуть, но можно научиться реагировать на него по другому.

  4. А в контексте стресса у вас актуален «чоудан», я так понимаю? Кстати, ни где не видел такого упражнения, кроме «Системы». Но у них как то иначе.

    1. Чоудан — это способ научиться разделять «страшную картинку» (летящую в вашу сторону руку или ногу) и реальное воздействие (боль). Сильный удар в любую область «вытерпеть» невозможно, но можно оптимизировать реакцию на удары, снизить уровень «встречного» напряжения в ожидании боли. Кроме ожидания боли состояние стресса также вызывают нарушения дыхания и потеря равновесия. Поэтому все упражнения, которые учат контролировать функциональную выносливость и сохранять баланс в усложненных условиях, являются потенциально анти-стрессовыми. В реальной ситуации сковывающий страх никуда не уйдет, но у Вас будет возможность его, как минимум, не показывать. Обучаем тело — психика подтягивается сама.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *