Вьетнамский термин «зыонгшинь» (dưỡng sinh) происходит от китайского «яншэн» (養生– yǎngshēng) и означает «вскармливание жизненности». Зыонгшинь — это практика цигун (氣功 – qì gōng/khí công) в позициях индийской йоги.

Цель зыонгшинь – продление активного периода жизни и долголетие. Это достигается путем обучения навыку ментального и физического расслабления, снятию психофизических «зажимов» (cứng). Способность к произвольному расслаблению, ведет к овладению двумя качествами:

  • умению управлять расширением сосудов, вызывая приток крови в нужной части тела или внутреннем органе, что позволяет лечить самого себя
  • умению произвольно вызывать у себя чувство «мышечной радости» (выброс эндорфинов) в процессе занятий ведет к позитивизации реакций в стрессовых ситуациях;

В отличие от популярной сейчас индийской йоги, акцент при выполнении упражнений ставится не на сохранение определенных положений, а на комфортности ощущений («приятной ломоты в мышцах»). В зыонгшинь не существует «правильного» и «неправильного» выполнения упражнений. Это система последовательно решаемых задач, которые каждый занимающийся ставит для себя сам и сам же оценивает успешность их выполнения, ориентируясь исключительно на свои собственные ощущения, а не на мнение авторитетов.

Упражнения выполняются в двух режимах:

  1. «Засыпание в позе» – полное расслабление и отключение всех ненужных мышц, как во время засыпания (дыхание естественное), с ощущением микродвижения в суставах (мобилизация);
  2.  «Дыхание через суставы» – локальное одновременное напряжение мышц-антагонистов во время задержки на вдохе с ощущением «вдоха в сустав», «распухания в суставе» и последующим расслаблением как в первом методе (пост-изометрическая релаксация);

В обоих случаях важно найти свой собственный естественный баланс между напряжением и расслаблением, между вдохом и выдохом. Для этого необходимо сначала овладеть «четырехфазным дыханием» (вдох – задержка – выдох – задержка). Такое дыхание регулирует количество углекислого газа и кислорода в крови, а также позволяет контролировать интенсивность и продолжительность упражнений. «Четырехфазное дыхание» основано на синхронизации работы участков головного мозга, отвечающих за естественное дыхание и произвольное дыхание. Для овладения этим методом дыхания нужно:

  • дождаться естественного выдоха, а затем выдохнуть оставшийся воздух;
  • дождаться желания вдохнуть;
  • естественно вдохнуть, а затем немного вдохнуть еще;
  • дождаться желания выдохнуть;
  • непрерывно продолжать этот цикл, как бы наблюдая за ним со стороны;

Внешне упражнения выглядят довольно просто, но внутреннее наполнение очень глубоко. Существует несколько устных правил, которых следует придерживаться при занятиях упражнениями зыонгшинь:

  • от простого к сложному;
  • от внешнего к внутреннему;
  • от формы к состоянию;

Не нужно спешить делать сложные упражнения, используя большую силу или длительные задержки дыхания. Иногда лучше сделать шаг назад и просто сохранять положения, без всяких дополнительных задач.

  • сгибание чередуется с разгибаниями;
  • динамические упражнения чередуются со статическими;
  • напряжение чередуется с расслаблением;

Смысл не в том, чтобы делать упражнения всё лучше и лучше, а в том, чтобы управлять своим состоянием. Наиболее ярко это понимается на контрасте, во время смены ощущений.

Для сохранения возможности ежедневного выполнения индивидуального комплекса упражнений, очень важно придерживаться режима сна и отдыха, соблюдать правила питания и гигиену. В самом сокращенном варианте, это значит:

  • ложиться спать в 21.00—22.00
  • ничего не есть после 18.00
  • раз в месяц полностью очищать ЖКТ

Если упражнения выполнялись правильно, появляется способность усилием воли нагревать или охлаждать свою ладонь. Постепенно это умение может быть распространено на любую часть тела или внутренний орган. Таким образом можно уменьшать головную боль, боль в спине, бороться с чувством голода и запорами, понижать или повышать кровяное давление, согреваться в мороз и терпеть жару.

Также меняется тип поведения в стрессовой ситуации: чувство опасности (реальной или воображаемой) больше не вызывает ступор (тонус мышц) или бессмысленную суету. Тело продолжает оставаться расслабленным, а дыхание – спокойным и ровным. Проявляется внутренний «танкист», который оценивает происходящее как бы «через глаза».

Еще одним положительным эффектом от занятий зыонгшинь является увеличение подвижности мелких суставов и позвоночника, что значительно уменьшает вероятность получить травму на тренировке. Поэтому упрощенный вариант зыонгшинь может использоваться в качестве разминки перед основной практикой винчун.