«Семейная школа» — это не группа людей, а метод обучения. Ребенок в семье – это всегда продолжатель традиции. Его не выкинешь на улицу, не заменишь на более талантливого студента. Он вынужден обучаться, чтобы поддержать «семейный бизнес» и обеспечить родителям старость. Ребенок – не расходный материал, его не калечат на тренировках. Он ценен, как сам по себе, так и как будущий кормилец. Поэтому методы, которыми обучают собственных детей, разительно отличались от тех, которыми пользуются для «внешнего» преподавания. Если ребенок тупой как пробка – его не будут убеждать или бить, а создадут условия, при которых он гарантированно достигнет успеха. Если он слаб – не будут обучать заведомо невыполнимой для него технике, а последовательно и постепенно разовьют в нем необходимые физические качества. Если он трусоват – не будут «кидать под танк», уговорами или угрозами заставляя драться с заведомо более сильными противниками, а подберут для него «спарринг-партнеров» чуть выше его уровня, которых он с трудом, но сможет одолеть, нарабатывая положительный опыт. Обучение в семье – это не отбор, а «выращивание».

Три признака «семейной» методики:

  • индивидуальный подбор упражнений;
  • акцент на СФП;
  • дозирование стрессовых ситуаций

Многие школы имеют в своем названии «семейные» признаки (家 jiā – «семья», 氏 shì – «род», 式 (shì) – «эталон» [рода, семьи]). Но в подавляющем большинстве случаев – это просто реклама своей исключительности («секретности», «внутренности» и т.п.). По факту – это обычные «гуани», в которых есть внутренняя иерархия построена по принципу «внутренних и внешних ворот», с разделением на занимающихся на «студентов» и «учеников». Если посмотреть на их тренировки, станет очевидно, что все занимающиеся (за исключением нескольких «избранных») делают одновременно одни и те же упражнения. Практика, в основном, состоит из отработки техники, специальная физическая подготовка (тренировка «качеств», «усилий») недостаточна или вообще игнорируется.  Учебные поединки быстро превращаются в состязания, а новички (в «воспитательных целях») оказываются в паре с опытными студентами. Общее время, которое преподаватель уделяет каждому тренирующемуся минимально. И это понятно. Тяжело удерживать внимание на 6-8 студентах одновременно, контролировать же 5-6 пар занимающихся просто физически невозможно. Поэтому происходит «отбор», появляются «любимчики» и те, кто ходит на тренировки, но прямых наставлений не получает.

В моем понимании, обучать «по-семейному», – значит осознавать ценность каждого ученика, видеть в нем потенциального партнера, друга и продолжателя традиции школы. Каждого занимающегося надо взять за руку и вести к его собственной цели, а не навязывать свою. Не пытаться «пересадить свою голову», а создавать ситуации, в которых человек сам принимает правильные решения. Давать не «рыбу», а «удочку».

Заниматься по «семейной» методике – значит понимать свою цель или стремиться к её пониманию. Учиться – значит меняться. В начале всё построено на доверии, но затем надо научиться думать своей головой. Трезво оценивать свой уровень. Каждый, кто сам может поставить себе задачу и сам оценить свой успех, — уже достиг его.

Смысл «семейного» подхода к тренировке не в том учиться, а в том, чтобы научиться. Жизнь не бесконечная. Каждому человеку отмерено не так уж и много времени. Поэтому не вижу никакого смысла кучковать вокруг себя «интересующихся». Деньги люблю, конечно, но не до такой же степени.