Что такое «семейная школа»?

«Семейная школа» — это не группа людей, а метод обучения. Ребенок в семье – это всегда продолжатель традиции. Его не выкинешь на улицу, не заменишь на более талантливого студента. Он вынужден обучаться, чтобы поддержать «семейный бизнес» и обеспечить родителям старость. Ребенок – не расходный материал, его не калечат на тренировках. Он ценен, как сам по себе, так и как будущий кормилец. Поэтому методы, которыми обучают собственных детей, разительно отличались от тех, которыми пользуются для «внешнего» преподавания. Если ребенок тупой как пробка – его не будут убеждать или бить, а создадут условия, при которых он гарантированно достигнет успеха. Если он слаб – не будут обучать заведомо невыполнимой для него технике, а последовательно и постепенно разовьют в нем необходимые физические качества. Если он трусоват – не будут «кидать под танк», уговорами или угрозами заставляя драться с заведомо более сильными противниками, а подберут для него «спарринг-партнеров» чуть выше его уровня, которых он с трудом, но сможет одолеть, нарабатывая положительный опыт. Обучение в семье – это не отбор, а «выращивание».

Три признака «семейной» методики:

  • индивидуальный подбор упражнений;
  • акцент на СФП;
  • дозирование стрессовых ситуаций

Многие школы имеют в своем названии «семейные» признаки (家 jiā – «семья», 氏 shì – «род», 式 (shì) – «эталон» [рода, семьи]). Но в подавляющем большинстве случаев – это просто реклама своей исключительности («секретности», «внутренности» и т.п.). По факту – это обычные «гуани», в которых есть внутренняя иерархия построена по принципу «внутренних и внешних ворот», с разделением на занимающихся на «студентов» и «учеников». Если посмотреть на их тренировки, станет очевидно, что все занимающиеся (за исключением нескольких «избранных») делают одновременно одни и те же упражнения. Практика, в основном, состоит из отработки техники, специальная физическая подготовка (тренировка «качеств», «усилий») недостаточна или вообще игнорируется.  Учебные поединки быстро превращаются в состязания, а новички (в «воспитательных целях») оказываются в паре с опытными студентами. Общее время, которое преподаватель уделяет каждому тренирующемуся минимально. И это понятно. Тяжело удерживать внимание на 6-8 студентах одновременно, контролировать же 5-6 пар занимающихся просто физически невозможно. Поэтому происходит «отбор», появляются «любимчики» и те, кто ходит на тренировки, но прямых наставлений не получает.

В моем понимании, обучать «по-семейному», – значит осознавать ценность каждого ученика, видеть в нем потенциального партнера, друга и продолжателя традиции школы. Каждого занимающегося надо взять за руку и вести к его собственной цели, а не навязывать свою. Не пытаться «пересадить свою голову», а создавать ситуации, в которых человек сам принимает правильные решения. Давать не «рыбу», а «удочку».

Заниматься по «семейной» методике – значит понимать свою цель или стремиться к её пониманию. Учиться – значит меняться. В начале всё построено на доверии, но затем надо научиться думать своей головой. Трезво оценивать свой уровень. Каждый, кто сам может поставить себе задачу и сам оценить свой успех, — уже достиг его.

Смысл «семейного» подхода к тренировке не в том учиться, а в том, чтобы научиться. Жизнь не бесконечная. Каждому человеку отмерено не так уж и много времени. Поэтому не вижу никакого смысла кучковать вокруг себя «интересующихся». Деньги люблю, конечно, но не до такой же степени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *