Винчун с человеческим лицом.

Каждый, кто практикует винчун, искренне убежден, что именно его винчун является единственно верным. Происходит это потому, что каждый, кто практикует винчун, уверен, что все вокруг занимаются винчун для того же, что и он. Это не так. Мотивация для занятий винчуном у каждого своя, и может быть совершенно фантастической. Более того. Сложно себе представить, что человек захочет заниматься БИ без достаточно веской на то причины. Но на деле, с подавляющим большинством занимающихся дела обстоят именно так.

Человек может представлять себе «картинку», в которой он побеждает обидчиков из своего детства, и называть это странным словом «самооборона». Или решать свои проблемы с коммуникабельностью за счет чувства сопричастности к чему-то большему («тусоваться»), искать одобрения у авторитетов, а в случае женщин – ещё и устраивать свою личную жизнь. Но за всем этим находится всего одна «корневая» мотивация – неспособность человека в одиночку справиться со стрессом.

Стресс – защитная реакция организма на реальную или мнимую опасность, которая заключается в мгновенном сбросе в кровь гормонов-ускорителей (адреналина и др. катехоломинов) и обезболивающего гормона бета-эндорфина. В зависимости от доминирующего паттерна поведения, адреналиновый «приход» может проявляться как страх, или как злость. Всплеск адреналина может привести либо к желанию избежать конфликта, либо к его эскалации («бей или беги»). Поведение «агрессора» и «жертвы» кардинально отличаются, но биохимическая составляющая в обоих случаях одна и та же.

Желая обуздать страх, часто человек проявляет его в форме немотивированной агрессии, что делает его поведение социально неприемлемым. Попытка усмирить собственную агрессивность также может стать толчком к занятиям БИ.

Итак, причина номер один – желание управлять стрессом. Происходит это в своеобразной «лаборатории», в идеальных условиях, когда адреналин подается в микродозах. Существует своеобразная «нулевая точка», от которой отсчитывается уровень тренированности (до которой надо еще дорасти). Это состояние описывается устной формулой «внутреннее и внешнее равновесие и спокойное ровное дыхание». Говорят, что «мастерство не знает страха». Когда психика и тело находятся в балансе, и человек смотрит на мир незамутненным взглядом, открывается возможность для саморазвития и творчества. Это позитивное состояние, помогающее жить. Дающее интерес к жизни.

Причина номер два – это получение положительного опыта контактного боя. Существует множество систем и направлений БИ. Подавляющее большинство из них (в том числе и 99% школ винчун) имеет практически непреодолимую пропасть между тренировочной подготовкой и практическим применением навыков. Как правило, студента «учат плавать, бросив на середину озера». Существуют два типа практикующих, условно «бойцы» и «не-бойцы». «Бойцы» — это люди, склонные к агрессии, «не-бойцы» — к рефлексии. Тренировочный процесс в таких системах больше напоминает естественный отбор, при котором «не-бойцы» с их способностью трезво оценивать ситуацию (но не имеющих воли её изменить), отваливаются еще на самых ранних этапах обучения. Происходит это потому, что уровень стресса при занятиях не позволяет выполнять поставленные задачи успешно. Слишком далеко они уходят от «нулевой точки».

Практическая эффективность винчун определяется определенным качеством – «выведением большой силы». Имеется в виду подавляющее превосходство над противником по всем параметрам – силе, скорости, быстроте реакции, точности, таймингу. Это как взрослый человек дрался бы с ребенком.

Чем ближе практикующий к «нулевой точек», тем он спокойнее и уверенней, тем легче ему справляться с адреналином. Чем «большую силу» может он выводить – тем он более эффективен в прикладном смысле. В идеале, оба качества должны быть развиты в равной мере. Но жизнь вносит свои коррективы. «Бойцам» легче дается практика «выведения большой силы», развитие практического навыка. «Не-бойцам», гораздо проще удерживать внутренний баланс, сохранять спокойствие. Хорошей идеей было бы «бойцам» практиковать спокойствие, а «не-бойцам» – усиливать прикладной аспект. Но, на деле, всё не так просто. Дело в том, что невозможно одновременно бежать в две стороны. В зависимости от поставленной сверх-задачи, одни и те же действия приведут к разному результату.

Основа нашей школы – упражнения на развитие качеств (усилий): quay tay («вращение рук»), chấn đòn («прием удара»), xoay chân («выдача усилия из ноги»), lùi tiến («вход»), chăm đòn («сильный удар»), chấm đòn («выведение силы в точку»), gân («сухожильная сила»). Существует две принципиальных манеры их выполнения – как nội công («внутренняя работа») и как đánh nhau («в контексте боя»).

Если акцент при тренировке упражнений идет на сохранение «нулевого состояния» («внутреннее и внешнее равновесие и спокойное ровное дыхание»), процесс обучения существенно растягивается, поскольку внутреннее состояние тренирующегося само по себе еще недостаточно стабильно. Да и само упражнение может выполняться с ошибками, поскольку всё внимание «уходит» на другую задачу. Но в результате мы получаем устойчивый во всех смыслах навык, дающий возможность адекватно действовать в любой ситуации. Например, при приеме удара chấn đòn, акцент ставится не на сброс удара и сохранение равновесия, а на расслабленность психики до, во время и после удара. Во время выполнения quay tay, акцент идет на полное расслабление рук, даже в ущерб слушанию. В процессе выполнения xoay chân и gân, внимание полностью переходит в точку контакта, в ущерб сохранению равновесия.

«В контексте боя» все упражнения выполняются с мыслью об их возможном практическом применении. Существует правило: «что тренируешь – то и умеешь». Способ боя в винчун – нанесение серии ударов. Если вместо ударов тренировать «доставалки» или «шлепки», вряд ли во время стресса получится что-то другое. Тренировка «в контексте боя» — это постоянная готовность бить. Если это практика chấn đòn, важно сохранять равновесие и точку опоры. Без этого невозможно сильно ударить. Во время quay tay, важно слушать руки партнера для определения «пустот» и иметь намерение ударить, а также слышать это намерение через руки партнера. Практикуя xoay chân, lùi tiến и gân, нужно точно оценивать свои баланс и силу, и соотносить их с силой и балансом партнера (используя «tâm ứng thũ» – «слушание другого как самого себя»). Это необходимо для развития чувства «встречного удара». Тренировка силы удара chăm đòn и «набивка» chấm đòn – это «рафинированный» навык удара, который во время занятий во «внутреннем режиме» зачастую игнорируется, поскольку не очень полезен для здоровья.

Напоследок хотелось бы сказать по поводу личных мотивов для занятий винчун. Мы занимаемся для себя. Поэтому, каждый решает для себя сам, чего он хочет – взбодриться адреналиновым приходом или тихо кайфовать от «мышечной радости». Я, как тренер, не имею права «воровать дух студента», т.е. подменять его мотивы своими. И тот и другой способы тренировки винчун помогают жить, но это может быть очень разная жизнь. ОЧЕНЬ РАЗНАЯ.

Один комментарий к “Винчун с человеческим лицом.”

  1. Понравилось:
    «…Если это практика chấn đòn, важно сохранять равновесие и точку опоры. Без этого невозможно сильно ударить. Во время quay tay, важно слушать руки партнера для определения «пустот» и иметь намерение ударить, а также слышать это намерение через руки партнера. Практикуя xoay chân, lùi tiến и gân, нужно точно оценивать свои баланс и силу, и соотносить их с силой и балансом партнера (используя «tâm ứng thũ» – «слушание другого как самого себя»). Это необходимо для развития чувства «встречного удара». Тренировка силы удара chăm đòn и «набивка» chấm đòn – это «рафинированный» навык удара, который во время занятий во «внутреннем режиме» зачастую игнорируется, поскольку не очень полезен для здоровья.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *