BHK-s

Кула белого журавля из г.Юнчунь

В 1810 г. в деревне Аньхунгуань на севере провинции Гуандун, торговец солью из Шаньси по имени Лян Болао женился на девушке, в семье которой практиковали фуцзяньский стиль пэнцзяцюань («кулак семьи Пэн»). Сейчас он известен как «кулак белого журавля»  из г. Юнчунь (юнчунь байхэцюань/винчун пакхоккуен).

В 1815 г. Лян Болао открыл школу в г. Чжаоцинь. Свой стиль он называл «кулак из Юнчунь» (юнчуньцюань/винчункуен).

1848 г. его племянник Лян Ланьгуй путешествовал с передвижным театром гуандунской оперы на «красной джонке». Обучил основам юнчуньцюань актеров оперной труппы «Драгоценный Нефритовый Цветок» Хуан Хуабао, «Дахуамянь» («Раскрашенное лицо») Цзиня, Лян Эрди и «Гаолао» («Тощего») Чжэна. Актеры соединили технику «белого журавля» с наработкой змеиного усилия «12 столбов из Эмэйшань» и традиционным для гуандунских стилей методом «коротких мостов» (ударов без замаха в центр тела).

HS

Винчун актеров Красной Джонки

В 1855 г. опера была закрыта циньскими властями и актеры Хуан Хуабао и Лян  Эрди поселились в г.Фошань. Изначально винчун представлял собой «саньшоу» («отдельные руки») – одну единую последовательность отдельных приемов, выполнявшуюся в одиночку, с партнером или на деревянном манекене (мачте «Красной Джонки»). Для удобства обучения, Хуан Хуабао разделил полную форму на четыре части: сяоняньтоу («малая идея»), сымэнь («четверо врат»), бяочжи («метящие пальцы») и сюаньцяо («поиск моста»). В современном винчун порядок форм был изменен, форма сымэнь была частично утрачена, а техника работы на манекене выделилась в отдельный комплекс.

 В 1840-х в труппе появился ученик по имени Лян Цзань, сын аптекаря из г.Фошань. Он готовился выступать в амплуа «дань» («женщина-воин»), но узнав, что его отец умер, вернулся в Фошань, чтобы продолжить семейный бизнес. Начиная с 1855 г. Лян Цзань обучался «саньшоу» у Лян Эрди,  после отъезда которого изучил «адаптированный» стиль Хуан Хуабао.

Лян Цзань (1826-1901)

Лян Цзань (1826-1901)

Лян Цзань выиграл более 300 «поединков по вызову» и принес винчуну известность. Он ввел в практику способ одновременной атаки и защиты с помощью быстрого поворота на месте (бэйшэнь). Лян Цзань обучал, за «закрытыми дверями», у себя в аптеке. Его лучшим учеником стал Чэнь Хуашунь, силач из Шуньдэ, получивший от Лян Цзаня полную передачу стиля Хуан Хуабао. В 1885 году, в возрасте 73 лет, Лян вернулся на свою родину, в деревню Гулао, где вернулся к старой «архаичной» методике преподавания «отдельных рук».

Другой актер оперной труппы «Дахуамянь» Цзинь обучил Фэн Сяоциня (1843-1936) и Хо Баоцюаня. Хо Баоцюань также получал наставления от другого ученика Лян Болао по имени Ло Вэньгун. Ло имел прозвище «Шэнь Цюань» («Волшебный Кулак») и был мастером работы парными ножами («параллельными ножами инь-ян отбирающими жизнь»). Кроме того, он обучался у Хуан Хуабао. В конце правления династии Цинь, Хо Баоцюань занимал должность имперского констебля в г.Фошань и был известен как Хо «Двойной Нож».

Фэнь Сяоцинь (1843-1936

Фэнь Сяоцинь (1843-1936)

В 1900 г. он был приглашен воспитателем в семью торговца фейерверками Юэня Чунминя, где обучал его сыновей – братьев Юэнь Цзиваня (1877–1960) и Юэнь Цзишаня (1889–1956) технике винчун, бою оружием, метанию стрелок-бяо и стрельбе. Последние семь лет жизни Хо провел в монастыре «Алмазный храм» под именем «Учитель Цзя Хай», где он продолжал давать наставления братьям.

Юэнь Цзивань (1877–1960)

Юэнь Цзивань (1877–1960)

В 1933 г. в семью Юэней был приглашен Фэн Сяоцинь, бывший «имперский маршал» («охотник за головами») и соученик Хо Баоцюаня. Он был мастером цинна, владел борьбой, а также приемами задержания и связывания. Эта техника основана на использовании «сухожильной силы» («икган») и в современном винчун практически утеряна. В течение трех лет Фэн Сяоцинь обучал братьев Юэнь винчун, следуя старому методу «отдельных рук», полученному от «Дахуамянь» Цзиня. Также он является создателем техники боя шестом людиньбангун («шест шести с половиной частей») и специального манекена для работы шестом.

Юэнь Кайсан (1889–1956)

Юэнь Кайсан (1889–1956)

Yui Choi

Яо Цай (1890–1956)

Юэнь Цзивань, известный как «Рябой Вань», обучал в Фошани четырех учеников, самый известный из них – «Да Ли» («Силач») Яо Цай (1890–1956). Яо изучал у него стиль Хо Баоцюаня с 1920 по 1936 год. В последствии Яо Цай продолжил обучение у старшего ученика Чэнь Хуашуня, У Чжунсу.

После смерти Фэн Сяоциня в 1936 г., Юэнь Цзиваня пригласила «Ассоциация хуацяо провинций Наньхай и Шуньдэ» (землячество экспатриантов) в г.Ханой (Вьетнам).

В 1937 г. вместе со своим студентом Кам Тук Кыном (Cam Thuc Cuong) он начал обучать этнических вьетнамцев в доме на улице Ханг Бым. Двое из его учеников – китаец Чан Тук Тьен (1911 — 1970) с улицы Хам Лонг и вьетнамец Чан Ван Фунг (1900-1987) с улицы Куа Бак – достигли «полного успеха».

Чан Тук Тьен (1911-1970)

Чан Тук Тьен (1911-1970)

Чан Ван Фунг (1900-1987)

Чан Ван Фунг (1900-1987)

Среди вьетнамцев он был известен под псевдонимом «Нгуен Тэ Конг» («Реинкарнация Тэ Конга»). Вэнь Тэ Конг – легендарный монах династии Тан (9 век н. э.), который притворялся сумасшедшим, для того, чтобы безнаказанно творить добрые дела.

Во время Второй мировой войны (1939-1945), Тэ Конг под псевдонимом «генерал Лынг Ву Тэ» участвовал в антияпонском сопротивлении.

В 1941 г. Тэ Конг познакомился с мастером ханьбай Нгуен Зюй Хаем («Хо Хай Лонгом», «Морским Драконом»).

В 1954 году Тэ Конг переехал с семьей в Южный Вьетнам и открыл аптеку в Тёлоне (китайском квартале Сайгона).

Юэнь Чайвань («Нгуен Тэ Конг») умер в 1961 г. (в возрасте 84 лет) в присутствии своей дочери миссис Зунг и его близкого ученика доктор Ба Кха.

    Нгуен Хонг Ту    и      Валерий Павловский

Нгуен Хонг Ту    и     Валерий Павловский

В 1987 г. в город Черкассы (Украина) приехал Нгуен Хонг Ту, последний ученик Чан Ван Фунга.  В период с 1987 по 1993 годы он обучал нескольких студентов, в том числе, Юрия Гриценко, Сергея Рябцева и Валерия Павловского. Валерий Генадьевич Павловский с 2004 г. проживает в г.Москве.