Винчун и буддизм.

Наш стиль винчун также называется фатзакуен (кит. «фоцзяцюань», «кулак буддийской семьи»). Это понятие ввел мастер Чан Ван Фунг, который использовал принцип буддийского «серединного пути» для оптимизации тренировочных методик. Важнейшее отличие нашей системы от других направлений винчун, — принцип равновесия. Существует несколько уровней понимания этой идеи. Самое очевидное – это удерживание позитивного состояния во время тренировки («внешнее и внутреннее равновесие, спокойное ровное дыхание»). Без этого овладения этим «нулевым» уровнем невозможно обозначить свою личную «зону комфорта», за пределами которой тренировочная нагрузка приводит к саморазрушению.

Применительно к технике, принцип равновесия подразумевает «прием и выдачу усилия из устойчивого положения и быстрый переход между инь и ян». Винчун основан на двух гениальных идеях, заимствованных из других стилей – сохранении баланса на одной ноге (центре стопы) из стиля «кулак белого журавля города Юнчунь» и коротком усилии продольной волны из системы нэйгун «12 столбов Эмэй». Равновесие в винчун – это устойчивость катящегося велосипеда. Удары руками – как укусы змеи, не очень сильные, но внезапные и «ядовитые». Устойчивость и подвижность, сила и расслабленность, точность и скорость, инициатива и чувствительность — все должно быть уравновешенно между собой. Только в этом случает это может быть использовано на уровне рефлекса.

На более глубоком уровне, принцип равновесия проявляется в сохранении баланса между «качествами» («усилиями»). В других системах винчун также имеются все те же самые качества, что и в нашей школе: «короткое усилие», «сухожильная сила», «ватное тело», «железные мосты» и т.д. Причем, развиты они гораздо на более высоком уровне, чем в нашей системе. Но, к сожалению, в большинстве из них связь между отдельными частями системы давно утрачена. Качества не интегрированы в единый навык, а представляют собой набор отдельных «трюков», применение которых ограниченно определенными условиями. Методы «собирания качеств» нашей школы представляют собой технически сложные упражнения, поэтому начинающим их не показывают.

Цель занятий винчун в нашей школе — духовная реализация. Понятие «дух» соответствует общепринятому в нашей культуре термину «сознание». Таким образом, «реализация духа» — это повышение сознательности жизни, принятие ответственности за свои действия и обучение способности видеть всё вокруг таким, каково оно есть на самом деле («мудрость»). Как сказал мастер Нгуен Хонг Ту, «надо быть КАК ребенок, дышать животом». Основной постулат «мирского буддизма» (даофат) гласит: не нужно стремиться к просветлению, надо просто радоваться жизни; нет смысла заставлять себя читать тексты или медитировать, это приходит само собой, изнутри.

Способность к длительной концентрации, сознательная постановка самому себе тренировочных задач и интуитивное понимание правильности выбранных решений, – всё это вместе создает интеллектуальный «рычаг», ускоряющий прогресс в обучении в несколько раз. Наши мастера говорят, что существует два пути познания винчун – «короткий» и «длинный». В коротком сначала изучают технику, а затем её наполняют внутренним смыслом, привязывают к личному опыту. Этот путь занимает минимум 15-20 лет. Если идти по «длинному» пути, несколько лет достаточно интенсивных занятий уходит на то, чтобы изменить свое восприятие самого себя, но затем прогресс идет очень быстро. В результате «длинный путь» всё равно оказывается короче.

Очень важно понять ещё одну сторону «серединного пути». Главное — никакого фанатизма! Мы занимаемся для того, чтобы жить, а не живем ради тренировок. Это означает, что не нужно превращать свою жизнь в тренировку («болеть кунгфу»). Лучше сделать все выборы в своей жизни сознательными, а затем использовать этот подход также и на тренировках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *