Что значит «брать у другого, учиться самому»?

В нашей системе винчун существует одно простое методическое правило: «студент растет от партнера». Это означает, что каждый обучающийся изначально настроен не столько на развитие своего собственного навыка, сколько на помощь своему партнеру. Это дорога в двух направлениях. Чем выше уровень моего партнера, тем более высокие требования он ко мне предъявляет. Таким образом, партнеры по тренировке действуют как альпинисты в связке, помогая друг другу в преодолении трудностей.
Вот в этой самой «помощи» и скрыт подвох. Если партнер вам «подыгрывает», появляется ложное чувство эффективности ваших действий. Действия на маленькой скорости, с небольшой силой и остановками в «нужном» месте, не похожи на действия противника в бою. В то же время, если ваш партнер будет быстро, сильно и непрерывно бить вас во время учебного поединка, он просто «сломает» ваш неокрепший навык. Именно поэтому, лучшие бойцы различных традиционных школ выглядят всегда немного «коряво», хотя их действия довольно эффективны. Чтобы «выжить» в учебном поединке под чрезмерным давлением, они были вынуждены принести в жертву некоторые из своих навыков. Например, наработали скорость в ущерб скрытности, или силу удара за счет подвижности, или чувствительность в ущерб способности держать удар.
Как же решить эту дилемму? Как помочь партнеру, но не создавать ему слишком тепличных условий?
Как правило, мы очень хорошо умеем замечать ошибки других, но к себе относимся недостаточно критично. Необходимо «перевернуть» эту ситуацию, перевести внимание от собственной «успешности» на повышение эффективности партнера. Сосредоточившись на помощи своему партнеру, мы весь ресурс внимания направляем на нахождении «предела контроля» вашего партнера. Момента, после которого он начинает «драться», «выживать», «суетиться». Постоянно балансируя на грани возможностей вашего партнера, вы «калибруете» свое давление, определяя его достаточность.
В чем же состоит это «давление»? Чтобы понять это, нужно определить что же именно мы хотим исправить.
Выполняя квайтызо (свободный учебный поединок из предварительного контакта), необходимо определить и «откалибровать» у своего партнера три параметра: «мягкость рук» (насколько у него отпущены плечи), «укорененность» (способность поглощать усилия без потери равновесия) и подвижность (способность удерживать прямое положение тела под непрерывным давлением ударов).
Для того, чтобы «размягчить» руки, необходимо поставить партнеру задачу сохранять постоянный контакт, но при этом не создавать сопротивления вашим толчкам и рывкам. Мы же проталкиваем его руки в направлении его оси и разбрасываем его руки короткими рывками (петлями) в стороны. При разрыве контакта мы наносим удары, партнер же просто возвращает руку в точку контакта нашей бьющей руки, сохраняя нейтральное состояние (не пытаясь «защищаться»). Если партнер «обжимает» наши руки, его начнет крутить из стороны в сторону и раскачивать вверх-вниз. Единственный способ этого избежать – расслабить мышцы передней стороны плечевого пояса (бицепсы, грудные и дельты). Когда ему удается постоянно сохранять контакт, то в момент нашего удара «на разрыве», он также начинает разбрасывать нашу бьющую руку и наносить удары на разрыве (выполнять нашу роль). Таким образом, мы сначала работаем на расслабление плеч партнера, а затем он делает то же самое для нас.

Для того, чтобы вынудить нашего партнера «укорениться», нужно вместо ударов делать толчки. Реагируя на потерю контакта ударом, партнер не должен поднимать свой центр тяжести («переть вперед» головой или животом), а также «подсаживаться». При малейшей попытке вложиться в удар массой тела, его будет отбрасывать, что полностью лишает его возможности бить. Тоже самое происходит, если партнер опускает центр тяжести вниз загружая ноги. В момент опускания он устойчив, в следующее мгновение – его подбрасывает вверх. Если же он сохраняет расслабление «внутри» (как мешок с водой), толчки никак не влияют на его способность выдавать усилие. Чтобы понять как это работает, нужно выполнять упражнение чоудан (поглощение толчков) в центр груди одновременно. Тот, кто начнет подниматься вверх, вкладываясь в толчок весом тела (даже незначительно), будет отброшен. Поэтому, чтобы воздействовать на партнера, мы сами вынуждены укореняться.

Чтобы развить подвижность своего партнера, необходимо сдваивать и страивать удары (наносить короткие удары по одной и той же траектории). Очень частая ошибка – попытка «блокировать» удары, вместо того, чтобы от них уходить. Сделав такой «блок», партнер ставит себе «галочку», что он успешно защитился. Любой повтор сразу вскроет эту ошибку. Как правило, при повторной атаке, партнер всё же пытается уйти от удара, но только движением тела («заламывается»). В этом случае он теряет «укоренение» и не способен к нанести сильный удар. Вместо этого нужно выработать у него навык смещаться от удара очень маленькими шажками, которые скрадывают расстояние и выполняются одновременно с контролем вашей бьющей руки. «Контроль» от «блока» отличается тем, что это не самостоятельное действие, а первая фаза собственного удара, своеобразный «замах» с опорой на атаку противника. Смещение происходит от нашей атаки, внутрь (при прямой атаке) или наружу (при фланговой). Наблюдая за тем, сохраняет ли наш партнер прямое положение тела во время наших повторных атак, мы фактически заставляем его шагать в нужном ему направлении. Кроме этого, повторные удары или толчки вынуждают нас самих смещаться в направлении наших ударов, «захватывая пространство».

Таким образом, помогая своему партнеру, мы на самом деле, помогаем себе. «Размягчая» его руки – сами вынуждены расслабить плечи. Проверяя его укоренение, сами должны укореняться. Сдвигая его в нужном направлении серией ударов – также двигаемся вместе с ним, чтобы не отстать.
Парадокс обучения заключен в том, что научить можно только того, кто уже умеет. Это значит, что опыт, данный нам в ощущениях, всегда опережает его понимание. Мы всегда сначала способны делать это, и только потом понимаем, что умеем. Создавая для нашего партнера условия, при которых он получает новый опыт, мы становимся способны его осознать и обобщить. Положить его на нужную «полочку» автоматических реакций, освобождая свое внимание для всего нового.
Не бывает людей, которые делают всё идеально. Не бывает «правильного» и «неправильного» выполнения упражнений. Есть только глубина понимания и её достаточность для решения текущей задачи. Чтобы осознать свой собственный уровень понимания, нужно ответить на вопрос: почему это не получается у моего партнера? «Брать у другого, учиться самому» – значит учиться на чужих ошибках. Для этого нужно помнить, что ваша главная задача в учебном поединке – помочь своему партнеру ошибаться в правильном направлении.