Что такое «съехать с горки»?

Меня всегда интересовал вопрос: почему одни студенты овладевают винчун быстро, а другим на достижение такого-же уровня понадобились годы? Со временем стало очевидно, что, то, что воспринимается как «физический талант» или «врожденная способность к координации», на самом деле – просто навык не выходить во время тренировки за пределы комфортного состояния. Обучение всегда строиться по принципу «стимул – реакция». Правильные реакции поддерживаются положительным подкреплением, неправильные – игнорируются. Но когда «стимулы» (входящие сигналы, раздражители) идут слишком быстро один за другим, наша психика не успевает их обработать и накапливается определенная усталость, увеличивается количество «неверных» реакций. Это препятствует образованию положительно окрашенного опыта. Что же делать для того, чтобы не терять эту точность реакций? Надо постоянно возвращаться в нейтральное состояние! Это очень похоже на переключение скоростей на механической коробке передач. Любая смена скорости всегда проходит через нейтральное положение. В противном случае, коробка будет сломана. Применительно к практике винчун, это означает, что все действия должны происходить в «нейтральной манере» («спокойное ровное дыхание, внутреннее и внешнее равновесие»). На самом деле, это самая сложная задача при обучении! Когда мы не взаимодействуем с партнером, мы абсолютно естественны и раскрепощены. Но когда происходит взаимодействие (контакт или его вероятность), возникает масса совершенно ненужных реакций:

  • при легком контакте или при ударе по вашей бьющей конечности – стремление создать давление в руки («погоня за руками»);
  • при потере равновесия от удара или толчка в тело – попытка его восстановления с помощью наклона тела в сторону толкающего («навал телом»), попытка увернуться от толчка поворотом или распрямлением тела («залом поясницы»), приседание вниз или жесткая опора на ноги («уход на пятки»);
  • при рывке или толчке в руки – желание противопоставить силу силе, подключая массу тела или распрямляя руки и ноги («создать конструкцию»);

Что же делать? Прежде чем осваивать методы взаимодействия с партнером, надо научиться общей манере движения, сохраняя при этом естественное и расслабленное состояние. Это означает, что ваши удары и перемещения должны быть полностью удобными и органичными для вас ДО ТОГО, КАК ВЫ НАЧНЕТЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ С ПАРТНЕРОМ. Это что-то вроде боя с тенью, но с соблюдением всех основополагающих принципов винчун:

  • расслабленные и подвижные плечи («встряхивание плечами»);
  • использование центра тяжести тела как центра движения («съехать с горки»);
  • перемещение с сохранением центра тяжести на одной ноге («шаг без инерции»).

Если ваш «бой с тенью» ничем не отличается от действий в контакте с партнером – значит вам удалось достичь некоторой степени «нейтральности».

Если при контакте с партнером вы наваливаетесь, подсаживаетесь или уворачиваетесь – это станет непреодолимым препятствием для обучения. Движение головой вперед, резкое подсаживание вниз и разгибание ноги и спины – это три неправильные реакции, делающие любое ваше действие напряженным. Для решения этой проблемы надо:

  • научиться игнорировать действия партнера, не пытаться его опережать, а работать вторым номером («от пропущенного удара»);
  • научиться двигаться вперед под силу партнера («съехать с горки»).

«Съехать с горки» — это самое первое движение в «малой идее» (принятие позиции с носками внутрь и опускание-поднимание скрещенных рук перед собой). Оно состоит из трех последовательных действий:

  • при переносе веса на пятки – подтянуть низ живота вверх и расслабить поясницу вниз;
  • при опускании центра тяжести – расслабить бедра и перенести вес на пальцы ног/ноги;
  • при напряжении коленей во время «обрушения» вниз – оторвать опорную стопу и сделать шаг (вперед, назад, внутрь или наружу, повернуться внутрь или наружу).

Опускание вниз, скольжение вперед и быстрая смена опорной ноги – это одно движение. Чем-то напоминает детское ощущение «сел на жопу, съехал с горки, встал на ноги».

Проблема подавляющего большинства современных школ винчун – изначальное насаждение заведомо искусственных действий («подсаживание» вниз, сведение коленей и локтей к центру, разгибание рук и ног во время ударов, повороты на пятках и т.д.), требующих от начинающего чрезмерного напряжения. Действительно эффективными могут быть только самые простые действия. Всё, что требует сознательного контроля, на фоне стресса, неизбежно в них и превращается! Сложная моторика моментально деградирует до грубой.

Когда я смотрю на занимающихся винчун, в первую очередь оцениваю их естественность. Многие из них имеют хорошую реакцию и очень технически развиты, но, если их действия «вымученные» (напряженная поза, искаженное лицо, неспровоцированные ускорения), очевидно, что они не смогут использовать свои умения за пределами известной им ситуации (когда дистанция, ритм, скорость, степень усилия будут непривычными). И наоборот, действия тренирующихся могут быть неточными, выглядеть слегка небрежно, но совершаться абсолютно расслабленно и естественно. В этом случае, при повышении «градуса напряженности», всегда будет «запас» на сохранение нормального состояния, в котором все действия сохраняют рациональность и точность.