Почему «винчун не работает» на самом деле?

Винчун – универсальный стиль рукопашного боя, включающий в себя: проникающие и рубящие удары руками, низкие и высокие удары ногами, удары локтями и коленями, тычки пальцами и силовые захваты кистью, приемы удушения и разрушения суставов, выведение из равновесия подсечками и рывками, приемы противодействия захватам и борьбе. Хотя весь этот арсенал требует многолетнего изучения, никто не использует даже десятую его часть. На выходе получается всегда 1-3 технических действия (направленные на то, чтобы убить или серьезно травмировать противника), которые могут быть использованы в подавляющем большинстве возможных ситуаций, связанных с угрозой жизни. Поэтому, правильнее сравнивать эффективность винчун не с современным боксом, а с его предком – европейским кулачным боем XIX века (винчун и был создан примерно в это же время). Тогда ещё не было унификации приемов и это компенсировалось личным мастерством. В течение всего времени, вплоть до наших дней, в боксе происходил естественный отбор наиболее эффективных действий. Причем эффективность определялась не практической целесообразностью, а правилами соревнований. Победа «по очкам» может быть оспорена судьями, а вот неспособность соперника продолжать бой (knockout – неспособность стоять на ногах) сомнению не подлежит. Со временем, представление о нокаутировании как о «победе» стало частью общественного договора и это мнение прочно закрепилось в сознании европейцев (а с развитием глобальных коммуникаций – у азиатов). Что же такое «нокаут»? Это удар по голове приводящий к падению и потере сознания. Но что мешает «проигравшему» вскочить и закончить начатое? Только спортивные «правила», т.е. тот же самый «общественный договор». В отличие от Европы XIX века, «оспортивливание» китайского кулачного боя происходило по-другому. Соревнования представляли собой своего рода гладиаторские бои, в которых можно было покалечить или даже убить соперника, а затем откупиться от пострадавшей стороны. Жизнь человека не была ценностью, хотя и стоила каких-то денег. Поэтому целью таких «соревнований» было принудить соперника сдаться, а если он не сдавался – его калечили. Фактически, бой на помосте ничем не отличался от уличного конфликта. Огромное разнообразие техник диктовало необходимость изучать большое количество защитных действий, учитывать множество возможных тактик боя и знать способы противостоять им. Напрашивается вопрос: и куда же всё это счастье делось? Ответ прост: отпало за ненадобностью. Жизнь простых людей в массе своей стала более безопасна («стали хорошо кушать»), «те, кому очень надо» решают вопросы огнестрелом, а тотализатор на боях КПК объявила вне закона. Причем произошло это достаточно давно, сменилось уже несколько поколений. В том числе, и среди занимающихся винчун. Некоторые смысловые элементы тренировки были утеряны, некоторые – полностью изменены. Кто из современных винчунистов способен повторить трюк Юэнь Кайсана – проткнуть пальцами джутовый мешок с рисом и достать оттуда монету? Или «срубить» руки у деревянного манекена? Эти стороны подготовки были успешно похерены и забыты.

Весь современный винчун – это новодел 1960-х годов. Вообще, это уже вторая «редакция» винчун. Первая случилась ещё в 1850-х. Тогда актеры «Красной Джонки» сошли на берег г. Фошань и стали зарабатывать преподаванием. Единая система стала изменяться, каждый мастер стал строить свою методику опираясь на свой личный опыт («учить себе»). Единая форма была сначала разбита на несколько частей, а затем, и на «отдельные руки». Начало массового преподавания породило другую проблему – появились ученики-недоучки. «Доучивались» они в других школах, поэтому произошло смешение винчун с другими стилями. В частности, со стилями, вообще не имеющими в своей основе «шаолиньский короткий удар» («короткий мост»). И вот этот уже слегка «покривевший» винчун вдруг стал популярен в 1960-х. Спасибо за это надо сказать не Ип Ману, и даже не Брюсу Ли, а его младшему соученику – Леунг Тингу. В 1970-м он снял фильм «Authentic Wing Tsun», в которых в сжатом виде изложил свое видение винчун, особо подчеркнув его логичность и научность. Это мгновенно сделало винчун популярным на Западе. С этого момента, понятия «винчун» и «винчун Ип Мана» стали синонимами. И сейчас адепты на серьезных щах заявляют о некоем «классическом винчун» и недостойных этого высокого звания «неправильных винчунах». Между тем, «правильных винчунов» нет, и уже довольно давно.

Итак, винчун «не работает» против спортсменов-единоборцев по трем причинам:

  1. в системе подготовки современного винчун отсутствуют нокаутирующие удары;
  2. «липкие руки» не работают против борцов:
  3. отсутствует способность маневрировать;

Почему же так происходит?

Начнем с удара. Способ, которым генерируется усилие в современном винчун не соответствует используемой технике. «Цепные удары» вертикальными кулаками выполняются за счет разгибания рук, а тело подталкивает эту систему вперед. Это полностью противоречит идее «шаолиньского короткого удара». Для сравнения, можно взглянуть на то, как это происходит в «хакка-стилях», где этот принцип сохранен. Просто сравните положение корпуса каких-нибудь «белых журавлей» и современных «винчунистов». Станет понятно, что они «валятся» в свои собственные удары, пытаясь наполнить их массой, так, как это делается, например, в боксе. Откуда это взялось непонятно. Можно предположить, что винчуном занимались бывшие боксеры, они до этого и додумались. Разгибание ног и спины для усиления удара – это визитная карточка т.н. «английского бокса» начала XX века.

Ещё одна непостижимая загадка: почему «винчунисты» борятся с борцами? Техника «липких рук», по преданию, была получена Ип Маном от Юэнь Кайсана, младшего брата Юэнь Чайваня («Тэ Конга»). Это система тренировки усилия, а не способ спарринга. Желающих «потолкаться» в контакте, любой борец скомкает, как туалетную бумагу. Цель у этого упражнения, в оригинале называемого «луксао», очень узкая – пробиться сквозь плотную защиту, столкнувшись с которой, руки бьют вдоль линии сопротивления. Не прилипают, а скользят. Этот же принцип заложен в конструкцию манекена. Движения всегда идут вдоль «рук» манекена, а не давят на них. Для противодействия борцовским захватам существует другая система подготовки – фанкамна, базирующаяся на других усилиях (икган). Это именно специальная подготовка, требующая длительных и целенаправленных тренировок.

Ну и последняя глупость современного винчун – ходьба на прямых ногах. Да, позиция в винчун естественная, потому что только естественные движения могут быть быстрыми. Но это не означает что переваливаясь на прямых ногах-ходулях, можно угнаться за спортсменом, который челночит и бьет одним движением. Про лоукики в прямую загруженную ногу или борцовский проход можно даже не вспоминать. А между тем, перемещение без «телеграфирования» — это и есть корневая особенность винчун. Его узкая специализация. По большому счету – единственное преимущество. Тренировка в контакте всегда должна базироваться на способности в этот контакт попасть. Позиция «противник и так придет ко мне» предельно ущербна. В «кошерном» винчуне существует концепция перемещения по диаграмме «мэйхуа». Это не просто набор перемещений, а умение взаимодействовать с противником на дистанции, почти в фехтовальной манере (занимать линию его удара, играя дистанцией и углами). Вкратце эту идею можно выразить так: «обходить противника, не дать ему обойти себя».

Винчун, в том виде, в котором он стал популярен нежизнеспособен. Пройдет лет 20-30 и о нем все забудут. И это нормально. Главное вы не забывайте приходить на тренировку, особенно по понедельникам.

В чем особенность винчун?

Особенность винчун – быстрый вход. Происхождение винчун не подтверждено документально, что породило массу спекуляций на эту тему. Единственное, в чем можно быть уверенным – техника винчун не уникальна и имеет прямые аналоги в других стилях Южного Китая. Это не удивительно, потому что в эпоху расцвета южно-китайского ушу в середине XIX века, взаимопроникновение техник различных стилей было обычным делом. Многие системы Фуцзяня и Гуандуна имеют очень узнаваемую манеру боя: фронтальное расположение к противнику, одновременная работа двумя руками и использование шаолиньского метода «короткого удара» (выдача усилия за счет вздрагивания поясницы и рук). Такое усилие ещё называют 驚 彈 勁 («испуганная сила»), потому что напоминает реакцию тела при уколе иглой.

Тактика «короткого удара» состоит в том, чтобы зайти к противнику с фланга, лишив его возможности атаковать дальними рукой и ногой, одновременно ограничив действия его ближних руки и ноги. Положение сбоку от противника также дает возможность атаковать фронтальную, боковую и заднюю части тела одновременно. В винчун также стремятся захватить эту позицию, но метод, который при этом используется, особенный. Подавляющее большинство т.н. «хакка-подобных» стилей используют для этого сочетание «шокирующего усилия» (коротким ударом по руке) и одновременного простого шага в сторону, разворачивая противника к себе боком. В винчун применяется совершенно другая идея – «шаг змеи». Змея не в состоянии отклонить движущуюся к ей опасность, но она может проскользнуть по ней и нанести один смертельный укус.

Особенности движения змеи – цельное скользящее усилие, источник которого невозможно определить визуально. Это принцип действия партизанского отряда, когда небольшая группа скрытно заходит на объект и совершает там диверсию, поражая наиболее уязвимые точки на выбор. Итак, особенность входа винчун:

  • скольжение стоп по земле (скрытный шаг без потери укоренения);
  • скольжение рук вдоль «мостов» противника (предплечье-плечо-надплечье);

Шаг с укоренением значит, что вес всегда на задней ноге, толчковая задняя нога двигается первой (толчок-обрушивание-шаг). Для неподготовленного студента это почти непреодолимая проблема, потому что мышцы его стопы недостаточно сильны. Именно поэтому, в современной интерпретации винчун, шаг вперед начинается с передней ноги (по принципу «гусеницы», а не «змеи»).

Скрытность означает отсутствие каких-либо предупреждающих сигналов для противника (нет раскачки, прыжков, наклонов, скручиваний и реверсивных движений). Для того, чтобы скрыть движение вперед, можно использовать отвлекающие удары в область глаз.

Вход в винчун можно разделить на два этапа – «вкручивание» и «сдвиг». «Вкручивание» — это реакция на прямую атаку противника, при которой происходит вход под острым углом к оси его движения. Если же противник сам пытается зайти с фланга, используется «сдвиг» ногами в ту же сторону, с целью восстановления доминирующего положения. Внешне эти действия довольно трудно отличить одно от другого, но применение очень точное.

Идея скольжения вдоль рук противника имеет свое воплощение в технике работы на манекене. Движения всегда идут вдоль «рук» манекена, а удары, хотя и входят перпендикулярно его оси, направлены вдоль его «тела» вверх или вниз. Приемы на манекене могут быть сгруппированы по трем типам контакта с «руками»:

  • прилипание с целью смены угла движением тела и последующее скольжение с ударом;
  • силовое воздействие на массу манекена с помощью толчка или рывка и удар на противоходе;
  • ударное воздействие на «руку» под острым углом и удар «рикошетом»

Руки в винчун работают по принципу «продольной волны», когда усилие генерируется с помощью рубящего «молоточного» движения, а выдается проникающим ударом. Похожая идея присутствует в движении змеи, которая ползает, опираясь одновременно всем телом, а усилие перетекает внутри него как вода. Поэтому в некоторых современных ветках винчун идея «рук журавля, тела змеи» осталась на уровне фольклора. «Продольная волна» формируется из «поперечной» с помощью увеличения частоты колебаний. Источником этой идеи принято считать стихотворные пояснения к системе эмэйского нэйгун «12 столбов» (峨眉十二庄).

Таким образом, единственное, что отличает винчун от других стилей – уникальный метод сближения с противником. Если шаги быстры, легки и незаметны, – это прощает многие технические ошибки.

Для развития легкости особенно важно научиться расслаблять в процессе движения нижнюю часть квадрицепсов (над коленом) и переднюю часть дельтовидных мышц. Это дает возможность «выпрыгнуть» двумя ногами с места без предварительного раскачивания массы.

Также важно укрепить мышцы голени, полностью разгибая опорный голеностоп во время тренировки поворота.

Если в положении, когда партнер упирается вам в плечи, вы в состоянии столкнуть его одним плечом, сильно ударить и шагнуть опорной ногой (без малейшего раскачивания телом и переноса веса на переднюю ногу), можно с уверенностью сказать – вы уже занимаетесь в нашей группе.