Методика обучения в нашей системе винчун строится на движении от «внутреннего к внешнему» (от овладения навыком управления собственным телом и сознанием к умению управлять своим противником). Основой, своеобразной «нулевой точкой», обучения является нахождение в нейтральном состоянии, которое можно описать формулой «спокойное ровное дыхание, внутреннее и внешнее равновесие». Сольные и парные упражнения выполняются без всякого контроля ума за их правильностью, в естественном и расслабленном состоянии. Если студент не сможет непрерывно удерживать это состояние хотя бы 15-20 минут, это создаст трудности для дальнейшего развития. Задача инструктора создать условия, при которых студенту нет необходимости себя контролировать в течение этого времени. Не нужно ничего объяснять или поправлять ошибки студента, это только создает дополнительные трудности. Важно мягко обойти сопротивление психики и «заразить» своего партнера своей вовлеченностью в процесс.
Следующая ступень – это создание нового привычного стереотипа движения, более известного в современном мире винчун как «структура». Термин «структура» не очень точно передает суть этого процесса (это как говорить о структуре движущегося автомобиля). Он сводится к овладению тремя дополнительными степенями движения, в трех критически важных элементах двигательной системы человека – плечах, крестце и голеностопах. При фиксации этих частей тела, именно в них происходит потеря импульса движения, нарушение «целостности тела». Физически одаренные студенты отличаются именно тем, что все эти «три корня» у них развиты от природы. С практической точки зрения, овладение «тремя корнями» дает возможность использовать силу нижней части тела (ног и поясницы), что дает подавляющее преимущество в скорости перемещений и умении выводить бóльшую, чем противник силу.
Из трех основных свойств движения (точность, скорость и сила), самым важным является сила. Если точность можно компенсировать хорошим слушанием и короткой амплитудой движений, а скорость – развитым таймингом, то без возможности выведения большой силы, очень сложно оказать на противника сколько-нибудь значимое воздействие. Это как ребенок, собирающийся драться со взрослым. Усилия выводятся по пяти основным траекториям (вверх, вниз, внутрь, наружу и на себя). Это можно сравнить с со специальной физической подготовкой (СФП). Если овладевать техникой без умения направлять усилия по этим «силовым линиям», будет очень сложно наполнять её силой, а также комбинировать разнонаправленные действия. Эту ступень можно назвать «выведением большой силы».
После этого можно приступать к тренировке техники. «Техника» — это интегральное воздействие на противника, заключающееся в одновременном разрушении его баланса, жизненных функций и внимания. В каждом «приеме» присутствует удар, толчок (или рывок) и уход. «Приемы» — это набор своеобразных «трюков», построенных на несовершенстве человеческого восприятия. Техника – это самый большой раздел обучения, но нет никакой необходимости изучать его весь. Даже одно действие, отработанное до уровня циркового трюка, может решить подавляющее большинство возможных ситуаций.
«Качества» — это три вида «слушания» (тактильное, структурное и кратковременное). Для их тренировки существует шесть типов упражнений:
- quay tay (квайтай «вращение рук»)
- đi lùi đi tiển (дилой-дитьен «шаги назад-вперед»)
- ik gân (икган «сухожильная сила»)
- phát sừc (фатсык «выдача усилия»)
- chấn đòn (чандан «прием удара»)
- chấn đấm (чамдам «нанесение удара»)
Вращение рук обучает различению намерений партнера через контакт. Если он продавливает руки – проскользните вперед с ударом, если бьет – затяните и бейте одним движением.
Вращение рук в сочетании с движением назад-вперед дают умение определять через легкий контакт направление движения партнера. Если он наступает – действуйте руками, если отступает – ногами.
Сухожильная сила – это способность принимать давление партнера без потери баланса. Если выдать усилие вы способны в одну единицу силы, то принять сможете в три раза больше, т.к. мышцы в этом случае работают не на сжатие, а на разрыв.
В процесс принятия усилия/массы партнера, вы слышите вектор, глубину и наполненность его усилия. Если вы одновременно чествуете начало и конец движения партнера, то можете, используя реакцию опоры выдать усилие прямо через всю его конструкцию. Если его конструкция жесткая – вы разрушаете его баланс, если она ломается – наносите удар.
При приеме ударов на тело (плечи, бедра, живот, грудь, спину), вы оценить степень опасности и скорректировать свое текущее положение, опуская центр тяжести и смещаясь с линии удара.
При тренировке «набивки» вы исследуете «чувство удара» (отсутствие залипания или размазывания удара), регулируете интенсивность повреждения внутри точки контакта, отсутствие инерции после «отскока» руки, а также учитесь соотносить степень воздействия на партнера с его возможностями.
Сочетание способности принимать и наносить контролируемые удары создает ситуацию для развития «кратковременного слушания».
Все три вида слушания объединяются в quay tư do (квайтызо). Это возможно только при одном условии – оба партнера не разрывают поток внимания. Если внимание «дискретно» (скачет с одной задачи на другую), выполнять это упражнение не получиться. В этом случае необходимо «опуститься на один уровень вниз»:
Не удается тренировать соединение качеств – тренируйте каждое по отдельности;
Не удается тренировать отдельные качества – тренируйте технику;
Не удается тренировать технику – тренируйте усилия;
Не удается тренировать усилия – тренируйте структуру;
Не удается тренировать структуру – тренируйте непрерывность внимания;
Не удается тренировать непрерывность внимания в паре – тренируйте его в байтапкхи;
Не удается удержать непрерывность внимания в байтапкхи – делайте тхьен.
«Хочешь, чтобы было хорошо – сделай плохо, а потом верни как было»!