Как овладеть винчун: прагматизм или рациональность?

Если наблюдать за студентами, изучающими винчун в течении многих лет, можно заметить, что некоторые из них прогрессируют на порядок быстрее остальных. Отличительная черта таких людей – сочетание врожденных способностей и трудолюбия. Также можно заметить следующее. У тех учителей, которые могут пробудить интерес к деталям, общий уровень тренирующихся выше, чем у тех, которые сами прекрасно владея винчун, передают его как один единый навык, предлагая ему подражать. Дело в том, что система винчун изначально создавалась как апгрейд к навыкам уже состоявшихся бойцов. В последствии была разработана методика тренировки «с нуля», пригодная для обучения подростков – с делением на «уровни» и большим количеством формальных технических комплексов. Тренировка больших «детских» групп – это всегда отбор. Не все склонны проявлять способности и трудолюбие, чтобы пройти все «уровни» до конца. Таким образом, на одного студента, действительно овладевшего винчун, приходится масса людей, владеющих технической стороной системы, но не понимающих её целостной сути. Происходит это потому, что ребенок в принципе может обучаться только одним способом – прямым подражанием. У китайцев есть даже такое понятие «учился у старика» (т.е. ученик скопировал вместе с полученным умением и его возрастные ограничения – короткий шаг, согнутую спину и т.д.). В противоположность этому, у взрослого человека имеется способность к осознанному обучению. Взрослый, в отличие от ребенка, имеет целостную картину окружающего мира и осознает себя в нем. Он способен принять ответственность за свои действия и в состоянии отличить объективную реальность от своего воображения. Как правило, взрослый человек обладает опытом, достаточным для того, чтобы точно представить себе конечную цель обучения.

Безусловно, в начале обучения, некоторое время все равно будет затрачено на развитие специфической координации движений. Учитель должен показать и объяснить, а студент – повторить много раз. В системе нашей школы этот опыт ограничен одним единственным упражнением – «xoay chân» («вращение на стопах»). Это поворот на месте с ударом кулаком и защитой другой рукой. Дальше начинается тренировка качественной стороны системы (того, что в современном мире ТКБИ принято называть «усилиями») и приобретение практического опыта.

В связи с тем, что подавляющее большинство современных «винчунистов» сконцентрировано как раз на технике (и вполне этим удовлетворены), возникает закономерный вопрос: зачем тренировать «качества»? Дело в том, что, единственное отличие винчуна от других стилей как раз и состоит в «качествах»-усилиях. В очень грубом приближении, винчун – это сочетание двух базовых («коренных») умений – способности передавать усилия из ног (одной ноги) в руки (пришедшего из стиля «кулак белого журавля») и умения «змеей» просачиваться сквозь руки противника (привнесенного из комплекса «12 эмейских столбов»).

Винчун – очень и очень простой стиль. Можно даже сказать не стиль, а навык. Не даром существует огромное количество его вариаций, очень отличающихся техникой, но тактически очень похожих: вход, контроль и непрерывная атака. С практической точки зрения, достаточно овладеть хотя бы одним ударом и довести его до уровня трюка, чтобы получить тот же результат, которого добиваются в течение долгих лет за счет полного технического превосходства.

К сожалению, в современном мире винчун «правят бал» как раз технари. Они верят в «научные принципы» винчун, «геометрию» движений, «динамику» и прочую хрень, подкрепляя свою веру уверенными победами над физически более слабыми соперниками в полу-дружеских «встречах». Откуда же такая уверенность в том, что агрессивный обмен ударами, это и есть сущность винчун? «Я победил – значит я прав!» Это подход прагматика, воспринимающего реальность сквозь призму личного опыта, и не представляющего себе возможностей за его пределами. А реальность такова, что всегда найдется более мощный, более опытный или более агрессивный противник, с которым обмен звездюлями может закончится весьма плачевно. Собственно победа не может быть критерием эффективности! Что же тогда делать, как понять насколько «правильно» мы занимаемся? Такой критерий есть. Это «положительный опыт».

Традиционно сложилось так, что люди, создававшие методику нашей школы, практиковали также и буддизм. Они приложили принципы буддийского учения (равновесие, последовательность, осознанность) к обучению винчун и получили удивительный результат. Выяснилось, что нет никакой необходимости обучать каждому упражнению, каждой технике, всей системе целиком. У каждого студента свои собственные ошибки, свои собственные способности и ТТХ. Исправлять нужно конкретные проблемы каждого конкретного человека. Нет необходимости обучать студента тому, что он физически не способен применить. Каждого нужно обучать индивидуально, черпая «рецепты» из целостной системы. «Нужно быть не лектором, а доктором». «Не подражать, а выращивать». «Постоянно и постепенно наращивать усилия». «Соединять качества». Таким образом, ученик медленно, но верно подводится к моменту, когда он естественным образом способен оценить результат своих собственных действий. Тогда этап «обучения» заканчивается, и начинается период «практики» (т.е. получения своего собственного личного опыта). Традиционно под «практикой» подразумевалось «хождение по школам». Студент приходит в чужую группу и просит себя «побить». Как правило, никто не отказывает. В процессе «побивания» изучается техника и тактика соперников. Затем студент уходит, готовится и повторяет «заход». Так повторяется до тех пор, пока он не найдет способа полностью переиграть соперника. Сначала он проигрывает. Затем примерно 50/50. И в конце – полное преимущество. Таким образом формируется положительный опыт. Если положительный опыт формируется быстро – значит «обучение» было успешным.

Обобщая, можно сказать, что главная задача изучающего винчун – научиться трансформировать свой негативный опыт в положительный. Даже в течении одного поединка. Получил удар – подумай, а затем уже действуй. Это рациональный подход.