Развитие чувствительности.

В главе о нападении трактата по военной стратегии Сунь-цзы сказано: «если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет». Что же означают слова «знать его и знать себя»?

Пока человек молод, его действия быстры, реакция своевременна, движения наполнены силой. Одновременно с этим, его действия недостаточно скоординированы и способность к предвидению событий ограничена имеющимся опытом. С определенного возраста, когда физические данные бойца существенно деградируют, единственным преимуществом остается его опыт. Движения мастера всегда скупы, точны и своевременны. Эта своевременность, основанная на способности предугадывать действия противника, называется «слушанием». «Слушать» — значит точно знать, что необходимо делать: бить или защищаться.

В нашей школе существует три последовательно изучаемых навыка развития слушания. Они не имеют отношения к какой-либо мистике, а основаны на развитии чувствительности.

Первое умение, которым необходимо овладеть – «тайкомат», или «слушание руками». В винчун руки сравнивают с «усиками насекомого». Они не являются грубым препятствием на пути ударов противника, но определяют их направление, глубину и наполненность (всё вместе – «вектор удара») через прикосновение к бьющей конечности. В зависимости от ситуации, принимается решение выполнить одно из трех действий – отклонить удар, уйти от удара или принять удар. Метод развития слушания руками заключается в постепенном уменьшении силы и времени контакта слушающей руки с бьющей рукой партнера. Прогресс идет от силовых «проталкиваний» руки к легкому натяжению кожи в месте контакта. Поэтому китайцы иногда говорят об «усилии слушания», т.е. о силовом воздействии, цель которого – определение действий противника.

Второй навык, который должен быть освоен – «фантам», или «расширение внимания». Принципиально существует всего два уровня развития слушания – «слушание-узнавание» и «слушание-действие». Остановимся подробнее на первом. «Слушание» — это получение предельно конкретной информации о том, что противника делает в это мгновение или собирается делать в следующее. Существует такое понятие как «глубина слушания». В начале слышно только какая из двух рук сейчас будет действовать – правая или левая. Затем слышно наклон корпуса вперед (насколько голова противника приблизилась вместе с его ударом). Далее, можно почувствовать насколько противник вложил массу в свой удар, до какой степени его вес переместился на переднюю ногу. И наконец, можно прикасаясь к руке, определить на какой из двух ног находится опора противника в данный момент. «Расширить внимание» — значит одновременно осознавать и «вектор удара», и текущее положение противника, и его способность вложить силу в удар из этого положения. Для тренировки «расширения внимания» используются парные упражнения на развитие сложной моторики.

Третий навык, «тамынтхы» — «слушание другого как самого себя». Это и есть «слушание-действие». По сути, это не пассивное считывание текущей информации, а принуждение противника к совершению определенных действий. Например, вероятность того, что противник в ответ на удар в голову поднимет руку и попытается её закрыть приближается к 100%. И наоборот, если войти в зону удара противника, он сам попытается ударить, скорее всего в голову. Если можно предугадать активные действия противника, можно заранее определить и его слабые места. Противник вытянул руку – открыл печень, согнул руку – открыл висок, поднял ногу – открыл колено, опустил ногу – открыл пах, наклонился в сторону – пошел навстречу боковому, наклонился вперед – пошел навстречу прямому и т.д. Знание того, что откроется в следующее мгновение, позволяет всегда удерживать инициативу. Осознанный расчет собственных действий имеет преимущество над рефлекторным реагированием, поскольку позволяет всегда опережать противника на один шаг.

Существует также ещё одно умение, которое основано на развитии чувствительности. Это «линзяк» («чуйка») – способность предугадывать внезапное нападение. Ключом к развитию чувства опасности является подключение дополнительных источников информации – слуха, тактильного ощущения (от тепловых рецепторов и рецепторов давления на поверхности кожи) и обоняния. Правильная настройка чувства опасности возможна только в ситуации угрозы жизни, поэтому оно появляется только у людей, чья деятельность постоянно связана с опасностью – военных, полицейских, пожарных, охранников, бандитов и т.д. В системе винчун нашей школы существует метод развития чувства опасности, позволяющие существенно сократить риск неправильной интерпретации «голоса» собственной интуиции. При этом очень важно избегать любого стресса. Чувство опасности не должно превращаться в чувство страха.