Типичные ошибки при изучении вин чун.

Изучение вин чун представляет собой получение личного практического навыка рукопашного боя на основе чужого системного опыта. Мы всё время сверяемся с «образцом» идеальных действий и на основании этого корректируем собственный прогресс. Но ничто в мире не идеально, любой успех относителен. Поэтому нужно помнить, что личный опыт никогда не сможет превзойти по качеству суммарный опыт всех наших предшественников. Мы можем лишь постоянно и постепенно, в течение всей своей жизни, улучшать свой собственный навык. На этом пути существуют некоторые препятствия. Наиболее распространены три из них: упрощение, спешка и лень.

Упрощение («дробление задач»). Изучение винчун – это перманентное пребывание в состоянии, когда «что-то не получается», изредка перемежающееся внезапными «инсайтами». Для того, чтобы такие озарения случались почаще, большую задачу разделяют на несколько маленьких, решая их по отдельности и затем, «собирая» в единое целое. Как в известной пословице: «большого барана нужно есть маленькими кусочками». Но существует некий предел «дробления» системы, после которого «собрать» её вместе уже не получается. Попадая в руки перфекциониста, такая наработка «блестит» отшлифованными деталями, но теряет свое практическое значение. Выглядит это странновато. На тренировке всё получается замечательно, но в стрессовой ситуации не работает. Чтобы решить эту проблему, надо следовать правилу «следующий уровень тренирует предыдущий». Это означает, что нужно очень постепенно, но непрерывно, усложнять свою задачу. Если что-то не получается, следует не упрощать, а наоборот, слегка усложнить упражнение. Тогда, при возвращении на прежний уровень, задача будет выполняться без прежнего напряжения. Как в пословице «тяжело в учении – легко в бою». Если же усложнение физически невозможно, нужно создать условия для закрепления предыдущего уровня: сделать шаг назад, упростив само упражнение, но фокусируясь на выявлении ошибок.

Спешка («жадность»). Логическим продолжением предыдущего решения может стать чрезмерная спешка с усложнением задачи. Если текущий уровень упражнения ещё не достаточно освоен, приступать к более сложным упражнениям бессмысленно. Когда же следует увеличивать сложность? В один момент времени (например, за одну тренировку) можно решить только одну задачу, исправить только одну ошибку. «Решить» – это значит удерживать поставленную задачу на уровне «рефлекса», не задумываясь. Фактически, овладеть новым привычным стереотипом движения. Как только этот «шажок» будет сделан – можно делать следующий. Если же сделать сразу несколько таких «шагов» (ввести сразу несколько новых задач или новых раздражителей), велика вероятность не справиться с поставленной задачей, и откатиться на несколько шагов назад («сломать» наработанный стереотип). Чаще всего, именно талантливым людям свойственно перескакивать эти «ступеньки». Поэтому, на их пути чаще возникает ситуация, когда менее талантливый, но более последовательный студент, вдруг начинает их «переигрывать».

Лень. У последовательной постепенности также существует неприятный побочный эффект – «засыпание», потеря интереса к развитию. Самому себя очень трудно объективно оценить. Для этого нужен партнер, желательно, более опытный, который всегда готов помочь «проснуться», устроив легкую взбучку. Именно на фоне более продвинутого партнера становится виден свой собственный уровень. Такая «стимуляция» интереса к занятиям не должна превращаться в соперничество. Нужно помнить, что перед вами не враг, а партнер, которому нужна помощь. Способность мягко и ненавязчиво давать и благодарно принимать помощь — это большое искусство, которое отличает постоянного партнера от случайного «попутчика».

Винчун – «реактивный» стиль. Это значит, что развитие собственных реакций возможно только при помощи реакций партнера. Мы действуем, как альпинисты в связке: если один продвинулся чуть дальше, он готов «подтянуть» своего партнера на свой уровень. Поэтому наши мастера говорят, что «вырасти можно только от партнера». Также это означает, что самостоятельное изучение вин чун невозможно в принципе.

Вышеперечисленные «отклонения» распространены повсеместно. Нет обучающегося, который бы не совершал этих ошибок. Наша задача — найти внутренний баланс, а в этом может помочь только нацеленный на сотрудничество партнер. Его уровень готовности — это главный критерий для постановки текущих задач. В методике нашей школы вин чун, партнер — компас, линейка и будильник в одном лице…