Корневые усилия в винчун.

В современном «коммерческом» винчун активно продвигается идея о преобладании неких «научных принципов» винчун над грубой силой других стилей рукопашного боя. Но практика спаррингов, как с представителями других стилей, так и внутри школ винчун, показывает, что как раз грубая физическая сила и дает решающее преимущество. Единственный случай, при котором, вооруженный «принципами», но физически слабый «ботаник», имеет возможность победить – это неожиданное нападение. В ситуации спарринга, когда оба соперника находятся в полной готовности, ударить «из-под кишки» не представляется возможным. Остается один выход – переиграть более сильного противника тактически: разрывать дистанцию при его наступлении и вязать его в ближнем бою. Таким образом, необходимо овладеть двумя очень непростыми навыками – мобильностью и работой в клинче. В арсенале нашей системы винчун существует две методики, которые помогают решить эти задачи: «удары из движения» и «удары от положения». Эти методы могут быть реализованы только с помощью специально скоординированных движений, большинство из которых не только не используется в обычной жизни, но и часто противоречат общепринятой логике.

Например, общеизвестно использование для усиления удара метода «удара хлыстом» (поперечной волной). Логически тут всё безупречно: толчок ногой разгоняет бедро, вращение бедра разгоняет бьющую руку. Но на практике всё происходит несколько иначе. Мышцы плечевого пояса значительно более «скоростные», чем мышцы торса или ног, и включаются первыми, обгоняя всю движущуюся систему. Человек, привыкший бить «с ног», вынужден слегка придерживать удар, чтобы его фокус совпал с окончанием движения ног и тела. Во время тренировки на снарядах всё происходит замечательно, но во время стресса он инстинктивно выкидывает бьющую руку, опережая «разгон телом». Любой человек, хотя бы раз сравнивавший свои удары по мешку и в движущегося противника, знаком с этой ситуацией. Решение напрашивается само собой: нужно не ломать естественное движение, а развить его мощность до необходимой кондиции. Выглядит это так: сначала бьет плечо ударной руки, затем (по мере необходимости) подключается сила бедра, и «догоняют» всё это ноги («шприц» и «лекарство»). И вот с этого момента начинаются проблемы. Дело в том, что движение именно плечом, в привычный стереотип действий совершенно не вписывается. Обычно, человек даже не в состоянии различить, плечо у него двигается, поясница, или грудь. Любое движение происходит единым «куском», одним поворотом корпуса в сторону удара. Такое движение придает чрезмерное ускорение телу, создавая неконтролируемую инерцию. В некоторых системах (например, в боксе), на это просто закрывают глаза, жертвуя контролем ради силы удара. В других (например, в коммерческих вариантах винчун и некоторых направлениях каратэ) просто зажимают плечо, делая им во время удара реверсивное движение. Они как бы «обкрадывают» свой удар, делая его более контролируемым. Истина, как всегда, посередине. Не нужно себя разгонять или тормозить, надо всего лишь действовать достаточно и своевременно. Движение плечом должно совершаться автономно от всего остального тела и быть коротким (моментально расслабляться после удара). Это именно то усилие, которое является ключевым для винчун, и изучается самым первым (прямой удар кулаком в начале «малой идеи»). В последствии это навык распространяется по всем «закоулкам» тела, включая бедра, живот, грудь, таз, колени, голова и т.д. В современном «коммерческом» винчун от этого корневого навыка остались лишь одни отголоски, в виде трюков с чудесным «удлинением» руки.

Другой общепринятой глупостью можно считать «приставной» шаг из формы «поиск моста». Такие забеги в пространство между ног противника на негнущихся ногах-ходулях выдаются за вершину тактики. Люди, которые испытали этот способ перемещения на практике (например, студент Ип Мана, Вонг Шунлен), быстро поняли его полную несостоятельность. Дело в том, что достаточно быстро и незаметно можно перемещаться только естественным образом. Попробуйте побегать в приседе, не сгибая одну ногу или качая бедрами! Быстро выяснится, что любое вмешательство в норму неминуемо порождает кучу проблем с сохранением контроля и физических сил. Перемещения в винчун традиционно сравнивают с «флюгером на колесиках». Верх нацелен точно в противника, низ свободно движется в любом направлении. Это возможно только при соблюдении устного правила: «на одной ноге, прямо, расслабленно». Тело как бы «сидит» на опорной ноге, перемещения происходят за счет стоп. Но как при этом сохранить достаточный «ударный потенциал», откуда брать силу? Ответ прост: из общего движения тела. Это полностью маскирует начало атаки. Контур тела не должен меняться, нельзя подпрыгивать или оседать, раскачиваться из стороны в сторону, качаться вперед или назад, скручивать тело, жестко опираться на ноги. Эти пять ошибок последовательно устраняются. Бить можно как в движении вперед, так и на движении назад. Удары ногами маскируются ударами руками. По положению тела невозможно определить на какой ноге находится его вес. Стопы-колесики также необходимо специально тренировать. Поскольку в обычной жизни необходимости контролировать свою инерцию возникает нечасто (разве что – в гололед), поэтому для большинства населения нашей планеты, ходьба способом «остановленного падения вперед» (тело наклонено вперед и, для сохранения равновесия, под него «подставляется» нога) является нормой. В нашей традиции, первое упражнение для развития сухожилий голеностопа – суечан (вращение стопы). Раскрытие и закрытие стойки в «малой идее» – это слабый отголосок метода вращения на центре стопы. В современном винчун поворот осуществляется чаще на пятках, изредка на носках. В любом случае, смысл этого упражнения потерян. Он заключается в придании телу спирального усилия без смещения центра тяжести за счет поворота на центре стопы. Следующее упражнение – лойтьен (перемещение вперед-назад), оно устанавливает баланс между пятью пальцевыми сухожилиями и ахиллом. Результатом тренировки мышц и сухожилий голеностопа («корня») будет способность непрерывно безинерционно перемещаться в любом направлении, сохраняя при этом способность усиливать свои удары за счет силы опорной ноги. Это позволяет бить без предварительной остановки, «из движения».

Эти два примера наглядно демонстрируют, что за внешней простотой винчун скрыт неявный и глубокий смысл, понять который, опираясь только на свой личный опыт, невозможно. Понимание этого особенно ярко проявляется при работе в квайтезо (условном поедике) с более опытным партнером, который лучше «слышит», выводит в контакт бОльшую силу и имеет бОльшее количество возможных углов атаки. Игра плечами, бедрами, тазом, коленями, молниеносное перекидывание опоры на другую ногу –  все эти дополнительные «степени подвижности» неочевидно присутствуют в движениях мастера, и именно это отличает настоящий винчун от его профанации.