Чем наш винчун отличается от китайского?

Различие между современными стилями винчун Китая и Вьетнама состоит не только в тактике и технике. За внешней аморфностью вьетнамского винчуна скрыта простая и стройная система прикладной подготовки, имеющая в своей основе точный слепок с китайского винчуна периода его становления. Со временем сложилась ситуация, при которой формальные комплексы китайского винчун вместо вспомогательного метода подготовки превратились в основной метод «передачи» информации следующим поколениям студентов. Появилось большое количество мастеров, не имеющих «полной передачи», но владеющих боевым навыком в достаточной степени, чтобы своим авторитетом «реформировать» непонятные им самим места форм. Сейчас это называют «упрощением». Хотя нет ничего плохого в том, чтобы упростить обучение, «формальное» отношение к смысловому наполнению форм делает бессмысленным их выполнение. Другой вариант состоит в трактовке движений форм исходя из своего личного практического опыта. Движения форм рассматриваются без учета системной связи между ними, фактически — как отдельные элементы («приемы»). Преподавание «своего видения» приводит к постепенному включению в методику всё большего числа сомнительных элементов. То, что работает у одного человека, может не сработать у другого. Через два-три поколения студентов такая школа меняется до неузнаваемости и накопление коллективного знания обнуляется. В нашем винчун не изучают традиционных для современного китайского винчуна формальных комплексов («малая идея», «поиск моста» и «указывающие пальцы»), но смысловое наполнение форм было полностью сохранено и реализовано в последовательности парных упражнений. Главной особенностью винчун нашей школы является акцент на проработку базовых усилий («качеств»). В ней сохранилось даже то, что в «традиционном» винчун исчезло пару поколений назад – методика «соединения качеств». При выполнении парных упражнений нашей школы становится очевидна и та система, которая когда-то была положена в основу традиционных формальных комплексов китайского винчун. Вот примерный перечень таких «параллелей»:

Форма «малая идея» состоит из нескольких упражнений для проработки усилий ударов и контроля рук противника при контакте. В первой части выполняется поглощение и «заземление» ударов противника подставкой двух скрещенных рук. Во второй – прямой удар, усилие идет от плеча. В третьей – «запаковка» действий противника одной рукой движением вперед, затягивание на себя крючком, выведением усилия внутрь и наружу. В четвертой – поглощение напора противника с помощью «висения» на нем своим весом. В пятой – усилие «обкатывания» ударов противника и быстрого перевода уровня своей атаки в ситуации обмена ударами. В шестой – отбивание атак от своего контура на средней дистанции. В седьмой – «срезание» ударов противника с одновременной контратакой той же рукой в ситуации плотного контакта. В восьмой – «срезание» ударов на дальней дистанции и контратака «рикошетом».

Форма «четверо врат» состоит из перемещений по кресту с быстрой сменой направления для проработки контратаки нескольких человек одновременно. Развивает метод одновременной защиты и атаки, а также сочетание поворота с шагом назад. В современном винчуне частично утрачена, частично сохранилась в техники работы на манекене и как концепция – в форме «поиск моста».

Форма «указывающие палцы» состоит из проработки выхода из заведомо проигрышных положений: хлест пальцами той же руки после блокированного удара, перевод мощного сметающего бокового удара над головой, перевод глубокого удара в живот с помощью поворота, удар локтем в ответ на давление вверх и вниз, контр-запаковывание локтя сверху и снизу, выход с ударом из положений завала вперед (при рывке за шею) и прогиба назад (при инстинктивном отклоне назад). Смысл «указывания пальцами» заключен в возврате внимания атакующего на необходимость собственной защиты (доминирование).

Форма «поиск моста» является наиболее сложной и посвящена связыванию различных усилий первой формы в процессе «входа» в противника. Первая часть – сочетание приема и выдачи усилия фронтально двумя руками. Вторая – сочетание ухода с линии атаки поворотом и углового входа. Третья – вкладывание поворота бедер в короткую выдачу усилия ударом и рывком. Четвертая – вкладывание движения поясницы в «штурмовое» поступательное движение вперед с ударом двумя руками и ногой. Пятая – сочетание ухода с линии удара поворотом и длинного удара рукой с дальней дистанции. Смысл «поисков моста» состоит в определении намерений противника через кратковременный контакт.

Современное представление о винчун, как о некоем ограниченном определенными «геометрическими» принципами стиле полностью не соответствует действительности. Также можно считать неверной точку зрения, когда винчун называют «надстройкой» какого-либо, тактически более разнообразного, стиля.  Винчун – это способ наносить поражающие удары из любого положения, с любой дистанции, с места и в движении, в ситуации борьбы и без предварительного контакта, любой частью тела и в любую мишень «на выбор». В общем, самый обычный стиль реального боя, один из тысяч других.